Театральная компания ЗМ
Номинации

Татьяна Шмыга


Солистка оперетты, выдающаяся актриса современного российского музыкального театра. Народная артистка СССР (1978), лауреат Государственной премии России имени М.И.Глинки (1974), Премии Президента Российской Федерации (2001). Награждена медалями "Ветеран труда" (1983), "50 лет Победы в Великой Отечественной войне" (1995), "В память 850-летия Москвы" (1997), орденами "Знак Почета" (1967), "Трудового Красного Знамени" (1986), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998.) и III степени (2008), Благодарностью Президента Российской Федерации (2004.).

Оперетта – это суверенная сказочная страна, и у этой страны есть своя Королева. Ее имя – Татьяна Шмыга.

Татьяну Шмыгу часто величают таким титулом, вкладывая в это понятие гармоничное сочетание ее уникального актерского таланта и природной музыкальности, целеустремленности художника и добросердечия человеческой личности, самоотверженного труда и преданного служения единственному в ее жизни театру – Театру Оперетты. Имя ШМЫГИ уважаемо и авторитетно в музыкальном мире, оно не требует перечисления званий и наград, которых она по праву удостоена, ибо давно стало своеобразным брэндом искусства оперетты.

Татьяна И Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве. Ее отец Иван Артемьевич и мать Зинаида Григорьевна были образованными людьми, очень любили театр, хотя к искусству прямого отношения не имели. Таня Шмыга сначала хотела стать юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и она начала брать частные уроки пения, мечтая стать камерной певицей. В 1947 году Татьяна Шмыга поступила в музыкальное училище имени А.К.Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б.Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагогов И.М.Туманова и С.Штейна.

Её творческая биография на сцене началась в 1953 году, когда молодая Татьяна Шмыга вместе с несколькими выпускниками была приглашена мастером курса Иосифом Михайловичем Тумановым в руководимый им Московский театр оперетты для участия в спектаклях современного репертуара. Но все-таки дебютировала она в спектакле классического репертуара – в роли Виолетты в оперетте И.Кальмана "Фиалка Монмартра", которую поставил легендарный Григорий Ярон. "Тогда, наверное, и околдовала меня волшебная музыка Имре Кальмана, – говорит Татьяна ШМЫГА. – "Я полюбила оперетту за мелодизм, жизнерадостность, за то, что в ней можно было и петь, и танцевать, и играть… Так оперетта стала моей судьбой".

За годы работы в театре из молодой, богато одаренной артистки с редким по красоте голосом, выразительной пластикой, изяществом и грацией, Т.И.Шмыгв превратилась в блистательную примадонну оперетты. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. Но произошло это не само собой, а благодаря упорному труду, высочайшей требовательности и стремлению неустанно совершенствовать свое мастерство.

Т.И.Шмыга – актриса яркой творческой индивидуальности, сочетающая в себе качества, столь необходимые для музыкального театра. В свою работу она вкладывает нечто большее, чем просто профессионализм – глубину психологического содержания образа, интересное толкование роли, свои раздумья о жизни и людях. Она привнесла на опереточную сцену свой особый драматический стиль, основанный на полутонах, нюансах и парадоксе, что превратило заданные схемы в живых людей со всеми их достоинствами и недостатками.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги, к сожалению, было немного ролей классических авторов – Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современниц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Преданная, доверчивая Тоня из "Белой акации" И.Дунаевского и нежная, стремительная Любаша из "Севастопольского вальса" К.Листова, наивная, верная Виолетта из "Фиалки Монмартра" И.Кальмана и находчивая плутовка Адель из "Летучей мыши" И.Штрауса, "иностранка" Глория в "Цирк зажигает огни" Ю.Милютина, независимая Чана из "Поцелуя Чаниты" Ю.Милютина. Перечислить даже самые известные роли, сыгранные Т.И.ШМЫГОЙ на сцене театра оперетты, невозможно, ибо репертуар ее огромен и охватывает собой целую эпоху в истории жанра. Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

В 1969 году Т.ШМЫГА выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы. Одной из первых на опереточной сцене Татьяна Шмыга попробовала свои силы и в жанре мюзикла, выступив в роли Элизы Дулитл в спектакле "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу "Пигмалион".

Не всегда в творческой жизни Татьяны ШМЫГИ были удачи и триумфы. Знала она и поражения, разочарования, но не в ее характере опускать руки. Лучшее лекарство от печали для нее – работа. Она всегда в форме, неустанно самосовершенствуется, а это – сплошной, повседневный труд. Т.И.Шмыга – частый и желанный гость радио и телевидения. После выхода на экраны фильма Э.Рязанова "Гусарская баллада" (1962), где она сыграла французскую актрису Жермон, приехавшую на гастроли в Россию и застрявшую в ее снегах в разгар войны 1812 года, число поклонников Т.ШМЫГИ возросло во много раз, а блистательно исполненная ею песенка Жермон стала одним из эстрадных "хитов".

Народная артистка СССР Татьяна Шмыга – несомненно, главная актриса не только Московской оперетты, но и самого жанра в целом. Ее великолепное мастерство, блистательная игра служат примером для коллег и будущих артистов оперетты. И Татьяна Ивановна щедро делиться с ними своим искусством – в течение ряда лет она преподавала в ГИТИСе, готовя новое поколение актеров жанра, которому она отдала свое сердце.

Татьяна Шмыга относится к той категории театральных артистов, которые никогда не останавливаются на достигнутом. До самого последнего времени она много и активно выступала на сцене. Величайшая актриса Англии Джулия Ламберт из мюзикла А.Кремера "Джулия Ламберт" или преданная любви и своему сержанту Лефевру Катрин из оперетты "Катрин" А.Кремера, роскошная вдова промышленника Джейн Фаулер из мюзикла "Джейн", специально написанного композитором А.Кремером для Татьяны Шмыги, – все эти героини, виртуозно сыгранные замечательной актрисой, уже вошли в историю музыкального театра. А ее исполнение в спектакле "Большой канкан" вместе с Г.Васильевым дуэта Сильвы и Эдвина из оперетты И.Кальмана "Сильва" может служить ярким примером виртуозного владения вокальной техникой вне зависимости от возраста.

Несколько лет назад Татьяна Шмыга попробовала свои силы в драматическом театре – явление достаточно редкое в театральной практике: актеры музыкального театра нечасто играют в драматических спектаклях. Поставленный народным артистом СССР Владимиром Андреевым на сцене Московского драматического театра имени М.Н.Ермоловой спектакль "Перекресток" ("Варшавская мелодия – 98") по пьесе Л.Зорина стал заметным театральным событием в Москве. В нем раскрылся замечательный драматический талант актрисы оперетты, причем Т.И.ШМЫГА, как и в спектаклях Московской оперетты, играла свою роль без дублеров.

Яркий, самобытный талант замечательной актрисы, ее огромный вклад в развитие не только жанра оперетты, но и всего российского театра в целом общепризнан, по праву отмечен высокими правительственными наградами. Но для актрисы всегда самым важным мерилом успеха была и остается любовь зрителей, признание ими ее таланта, ее богатой и неподражаемой творческой жизни в искусстве.
Лауреат Премии «Золотая Маска».