Театральная компания ЗМ

Похороните меня за плинтусом

Театр драмы, Курган

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Любовь Савина)

по Павлу Санаеву
драма

Постановка, сценография, музыкальное оформление: Дмитрий Акриш

Артисты: Любовь Савина, Михаил Байкалов, Ирина Шалимова, Сергей Радьков, Владимир Рахманов, Иван Дробыш

Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+
Идея создания спектакля «Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева возникла у меня еще во время учебы в ГИТИСе. Лейтмотивом спектакля стала тема столкновения между поколениями. Я стремился найти болевые точки как занятых в работе артистов, так и зрителей. И это стало основой работы, когда зритель находится внутри истории, становится частью происходящего, с ним ведется диалог, без пафоса и без политики. Это разговор о настоящих искренних отношениях.
Дмитрий Акриш
В какой-то момент вам в зале становится просто трудно дышать в этой атмосфере накаленной любви-ненависти, непрощенной и многократно умноженной обиды, страха, укоров, запретов – безысходных в замкнутом лабиринте жизни бабушки, куда ненароком попали и мы. Самый близкий – не считая внука Сашеньки, – самый ревниво любимый и самый во всем виноватый (а кто же еще?!), поминутно необходимый героине персонаж драмы – муж. Сложнейшая в психологическом и пластическом отношении роль требует от исполнителя Сергея Радькова невероятного самообладания и эмоционального напряжения – при внешне скупой пластике рисунка роли передать целую гамму немыслимых переживаний – от скованной нежности, любви-раскаяния, чувства вины, сострадания, неприятия до сознания собственного бессилия, безмерной усталости, надломленности.
газета «Курган и курганцы»
Спектакль поставлен по автобиографической повести Павла Санаева, которую автор посвятил своему отчиму Ролану Быкову. Это известно многим. Но спектакль Дмитрия Акриша рассказывает знакомую историю по-новому, словно под сурдинку, просто, украдкой, понизив голос. Ругаются родители и дети, враждуют мужья и жены, воюют семьи и страны. А самые отчаянные войны дома у мамы на кухне, − потому что ссоры здесь между самыми близкими людьми. Зрители не просто свидетели жизни, где любовь иногда страшнее ненависти. Они становятся стенами, которые помнят брошенные сгоряча слова; нервами, натянутыми до скрипа; венами, по которым течет кровь самых близких родственников. Каждый может почувствовать себя тем ребенком, за дверью чьей комнаты ругаются взрослые, и хрупкий мир трещит по швам. Пространство спектакля − как разорванная скатерть на семейном столе, где каждый тянет в свою сторону ребенка, при этом забывая о нем. Поэтому режиссер создал мир, в котором мальчик находится за пределами нашего видения, за стенами вывернутой наизнанку квартиры: мы лишь слышим, что сейчас он играет в своей комнате, а через минуту испуган и прячется от ссоры родных. В самом большом городе, на шумном перекрестке можно случайно встретить родного человека, в самом маленьком доме, в узком коридоре можно годами не встречаться взглядами с родными людьми.

Татьяна Круковская

На странице использованы фотографии К. Алексеева и А. Алпаткина