Франсис Пуленк

Груди Терезия

Театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, Красноярск
Номинации на Премию 2020

Опера / спектакль
работа дирижера (Владимир Ланде)
работа режиссера (Сергей Бобров)
женская роль (Дарья Рябинко)
опера в 1-м действии

Либретто: Алексей Бобров по мотивам пьесы Гийома Аполлинера
Музыкальный руководитель и дирижер: Владимир Ланде
Режиссер-постановщик: Сергей Бобров
Художник: Федор Архипов
Хормейстер: Дмитрий Ходош

Артисты: Дарья Рябинко, Олег Алексеев, Алексей Бочаров, Зоя Ржеплянская, Инна Сподина, Роман Хобта, Андрей Колобов, Василий Корсар, Борис Сабиров, Даниил Косенков

Хор и оркестр Красноярского театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского

Продолжительность 1 ч. Возрастная категория 18+
номинация программка
В Красноярском театре оперы и балета очень сильный блок классического репертуара. Однако в современном обществе становятся все более востребованными необычные, нестандартные форматы, постановки яркие, может быть, даже провокационные. Появилась идея отступить от классических форм и представить красноярскому зрителю оперу-фарс Франсиса Пуленка «Груди Терезия» по пьесе Гийома Аполлинера. Показ самой пьесы состоялся в 1917 году, на премьере в театре на Монмартре присутствовали молодой композитор Пуленк и наш великий импресарио Дягилев. Он и подал идею написания оперы, которая была представлена зрителю в 1946 году. Русского текста либретто не существует, и для красноярской постановки Алексеем Бобровым было создано абсолютно новое либретто, очень смешное и довольно острое по содержанию, с использованием современного сленга. Действие перенесено из Занзибара, как это было у Пуленка, в советскую шахту «Занзибар». Несмотря на феминистское начало оперы (Тереза отказалась быть женщиной, и стала мужчиной – Терезием), в финале провозглашаются вполне традиционные семейные ценности: мать и отец – всему венец. Опера была представлена на новой красноярской площадке – в арт-пространстве «Квадрат». Лофт «Квадрат» дает возможность показать полноценный спектакль с живым оркестром и хором, к тому же здание находится в самом центре города – удобно для зрителей. В Красноярске аналогичных площадок нет, и современная опера там воспринимается очень хорошо. Опера «Груди Терезия» стала первым событие проекта «Искусство в “Квадрате”», который уже привлек большое внимание публики.

Сергей Бобров
Можно себе представить, как смеялся Франсис Пуленк, сочиняя семьдесят с лишним лет назад оперу на сюжет сюрреалистического фарса Аполлинера. Этот смех прямо слышен в музыке – где интеллигентная усмешка над тонкой шуточкой, а где такой хохот, что кажется – автор валяется на полу и восторженно дрыгает ногами. Аполлинеровская история, придуманная в начале ХХ века, совершенно безумна: женщина по имени Тереза решает стать мужчиной не потому, что чувствует к этому какое-то призвание, а просто затем, чтобы муж отстал со своими идеями многодетного семейства. Муж же находит способ завести детей без жены – и без посторонней помощи вообще – и в мгновение ока плодит их многие тысячи. Команда красноярского театра подошла к этой опере не как к священному артефакту (хотя Пуленк уже небожитель, конечно), а именно как к шуточке, как к соревнованию в несении пурги – и в безумие старого сюжета добавила свои изобретения. Так сменилось место действия, так появились новые персонажи, а старые заговорили новым языком (либретто было сочинено заново). Но, поменяв многое, красноярцы оставили главное – фантастическую музыку и эту восхитительно сумасшедшую интонацию.

Анна Гордеева
На странице использованы фотографии Сергея Холиванова