Театральная компания ЗМ

Маяк Уолерана

Театр Тантамарески, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Алексей Полищук).
несколько сцен из жизни пожилого человека 
по пьесе «Сигнал с башни» Алексея Шишова

Режиссер: Алексей Шишов
Художник по куклам: Виктор Антонов
Композитор: Татьяна Алёшина
Продюсеры: Алексей Шишов, Ольга Пинсон

Артисты: Алексей Полищук, Виктория Мельникова, Ирина Зимина, Наталья Коробейникова

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 18+
Для меня у этой истории нет начала. Этот старик был со мной всегда. 
Оглядываешься в случайной точке времени, и оказывается – промелькнуло восемь десятков лет. Будто ты долго ехал в поезде и не смотрел в окно. Какой сейчас год? Где я? Почему я такой беспомощный лежу в кровати и прислушиваюсь к шагам в коридоре?
И гости из прошлого навещают тебя. Бесцеремонно входят в комнату и приносят запахи и звуки. Ты вспоминаешь лица тех, кого уже почти забыл. Ты снова живешь в том мире, которого больше нет. И время странно гнется, перепутывая последовательность событий. 
Говорят, «прошлого» не существует. Но старик, прикованный к постели, живет в другой реальности. В «настоящем» нет ничего, что представляло бы интерес. И поэтому отправиться туда, где жизнь напитана всей своей полнотой – вполне логичный прием. Снова жить, перебирая в памяти самые яркие моменты. Что-то уже не вспомнить, но кое-что остается навсегда. 
В этом спектакле я снова бужу своего старика. Прошу его побыть с нами. Выйти на сцену и поддаться ловким рукам кукольников. 
На репетиции мой старик не сказал ни слова. Ничего, что я предполагал. В мягком кукольном теле сжата странная пружина, и непонятно, могу ли я в полной мере управлять этой силой. Никогда не знаешь наверняка, каков будет финал.
Алексей Шишов
Режиссер дарит зрителям долгие сцены пробуждения Уолерана, будто снятые одним непрерывным планом. Немощный старик просыпается на плоской кровати и, не вставая с нее, начинает жить своей обыденной стариковской жизнью… 
Здесь предельно подробное существование куклы, насыщенное мелкими деталями, каждое из которых становится целым событием. С одной стороны – неторопливая размеренность, повседневность простых действий, с другой – каждый день для него победа, что ноги еще можно сбросить с койки самостоятельно. В этом стариковском проживании нет жалости и сантиментов. В движениях, оценках куклы много иронии: как меняется мимика, когда в ухо капает лекарство или к носу приближается бутылек, как в тряпичной груди нарастает икота от горсти проглоченных таблеток. Характер его – во внешнем: в застывших на лбу морщинах удивления, в сухой длинной фигуре, торчащих седых клочьях белых волос – не смирение, а упрямство и безнадежность. И во внутреннем: как вдруг этот на вид слабый и зависимый старик заявляет откровенный протест – физически сопротивляется кукольнику, отказываясь уложить себя обратно на кровать. Сильный, мужественный Алексей Полищук берет куклу бережно на руки – и вдруг этот старик, свернутый калачиком, становится совсем ребенком, находит в человеке защиту. Пронзительный и точный дуэт жизни и угасания, молодости и старости.
«Петербургский театральный журнал»
Спектакль «Маяк Уолерана» создан режиссером Алексеем Шишовым по его же пьесе «Сигнал с башни». За пятьдесят минут перед нами проносится вся жизнь старого человека, ученого Уолерана. Прерывистые вспышки угасающего сознания – это сигналы, которые подает ему его прошлое. Он видит себя то мальчиком, играющим на скрипке, то молодым ученым, работающим над созданием мощного оружия в предвоенной Франции. Тогда он ощущал себя почти Фаустом и не думал о том, какая страшная злая сила помогает ему. 
В какой-то момент перед ним возникает прелестная молодая женщина с печальным лицом. Но кто она? Парикмахер? Или радистка, участница Сопротивления, которая передает сигналы с башни? И что связывает ее с нацистским офицером? 
Благодаря волшебному мастерству артистов-кукольников старик Уолеран на наших глазах как будто превращается в человека. Он сопротивляется смерти, он не хочет, не хочет уходить из этого мира. И его страшно мучают тайны, которые он так и не сумел разгадать. И эти сигналы с башни… что они означали? Кому были посланы? 
А маленький мальчик со скрипкой как будто предчувствовал все, что произойдет в его взрослой жизни. Но будущее невозможно предупредить. Все, что должно было случиться, случилось.

Татьяна Тихоновец

На странице использованы фотографии Виолетты Бронштейн