Театральная компания ЗМ

Р

Театр «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, Москва

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма».

Номинации на Премию – «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Тимофей ТрибунцевКонстантин Райкин), «Лучшая женская роль второго плана» (Алена РазживинаМарьяна Спивак).

сочинение на темы пьесы Николая Гоголя «Ревизор»      

Режиссер-постановщик: Юрий Бутусов
Сценография и костюмы: Максим Обрезков
Художник по свету: Александр Сиваев
Балетмейстер: Николай Реутов
Музыкальное оформление: Юрий Бутусов
Звук: Екатерина Седых

Артисты: Тимофей Трибунцев, Алена Разживина, Марьяна Спивак, Антон Кузнецов, Даниил Пугаёв, Ярослав Медведев, Константин Райкин, Артем Осипов, Павел Алексеев, Никита Григорьев, Арсен Ханджян, Эльвира Кекеева

Продолжительность 3 ч.


Возрастная категория 16+
Пьеса Гоголя давно уже миф… И, в общем, всем уже понятно, про что это… Конечно же, это пьеса о России, о власти, о грехах и расплате. Но я хотел, чтобы спектакль был бы о том, что делает с нами пьеса «Ревизор», какие мысли и чувства она рождает в нас. Мне давно очевидно, что не мы выбираем пьесу, а она выбирает нас тогда, когда это нам необходимо. Этот спектакль о невозможности принять действительность и невозможности бегства от нее, и о неистребимой жажде оного, о поисках рая, свободы как единственной настоящей человеческой ценности. В этом спектакле нет протеста, есть только невообразимое удивление перед человеческой природой, есть только тоска о времени, которое уходит, хотим мы этого или нет… Хотелось бы, чтобы это была история о том, что искусство способно лечить реальность, лечить жизнь, лечить людей.
Юрий Бутусов
 
На сцене лаконичная декорация художника Максима Обрезкова: земля, забор и пол из черных досок, неровный настолько, что ходить по нему на каблуках жене Городничего интересно, как по собянинской плитке зимой. Потом появятся и огромная воронья туша, и длинный стол, уставленный бокалами, и череда гримировальных актерских столиков и зеркал. Бутусов ставит свой спектакль о людях театра – хорошо известной и доступной ему силе противостояния нарастающему внешнему аду и внутреннему бессилию. «Р» мог оказаться спектаклем о произволе и коррупционерах, о тотальном обесчеловечивании и потере всех ориентиров – ведь о чем, как не об этом, ставить сегодня «Ревизора». Но команду Бутусова не интересует поиск виноватых. Каждый из них ищет причины происходящего в себе, а в каждом из чиновников – детскую боль, страх, мучительную совесть, устрашающую беспомощность. 
интернет-издание «Afisha Daily» 
Артисты «Сатирикона» не сразу превращаются в гоголевских персонажей, а сперва, усевшись рядком и глядя в глаза публике, рассказывают сегодняшние истории, почти вербатим: о том, как врач не хотел везти в больницу умирающую от ковида маму, а потом санитары уронили ее на снег; как нянька в детстве выливала недоеденный суп на голову, как ребята в школе кидали ледышки в щенка – и закидали насмерть. О том, как ехали по скоростному шоссе, а его перегородил сбитый кем-то, но еще живой лось: ни объехать, ни спасти. «Хлестаков не выдержал, пустился наутек в лес», – говорит артист Артем Осипов, превращаясь в слугу Осипа, и указывает на Константина Райкина.
Довольно быстро замечаешь, что этот зазор между артистами и персонажами, между правдой и вымыслом (в текст вошли и реальные истории артистов, и вычитанное в соцсетях), между нами и Гоголем, начинает всасывать реальность – как пылесос или как черная дыра.

газета «Коммерсант»

На странице использованы фотографии Александра Иванишина