Театральная компания ЗМ

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая женская роль» (Екатерина Шипулина), «Лучшая мужская роль» (Денис Родькин)
балет в одном действии на музыку Бенджамина Бриттена

Хореограф: Ханс ван Манен
Сценограф и художник по костюмам: Кесо Деккер
Художник по свету: Берт Далхейзен
Дирижер: Павел Клиничев

Артисты: Екатерина Шипулина, Денис Родькин, Анастасия Денисова, Артур Мкртчян, Ангелина Карпова, Клим Ефимов, Ана Туразашвили, Дмитрий Ефремов,
Эльвина Ибраимова, Иван Алексеев

Продолжительность 27 мин.
Age category 12+
Трудно вообразить хореографию более классицистскую, чем у 83-летнего патриарха Ханса ван Манена, нашедшего свой стиль еще полвека назад и остающегося верным стерильному минимализму. Поборник чистоты линий, он отобрал из академического арсенала не более трети движений, убрал из классического танца сентиментальность, каким-то чудом сохранил его тайную эротичность и до сих пор ставит по балету в сезон, оставаясь желанным и актуальным автором.
None
Пять пар в трико: мужчинам определены темно-зеленые цвета, женщинам – бордовые. Мужчины кладут руки на плечи своим партнершам, те, чуть вздрогнув, аккуратно сбрасывают их. Так начинаются «Вариации на тему Франка Бриджа»: и в костюмах, и в движении – нелюбовь к громкости, нелюбовь к скандалу. Самая напряженная история (а в бессюжетных вроде бы балетах ван Манена практически всегда есть конфликт между женщиной и мужчиной) рассказывается очень сдержанным языком. Бенджамин Бриттен написал «Вариации на тему Франка Бриджа» в 24 года – это была первая прославившая его работа и оммаж его дорогому учителю. «Вариации» состоят из десяти частей и включают в себя все возможные в человеческой жизни оттенки эмоций – от венского вальса до похоронного марша. Ханс ван Манен следует коллекционерской логике Бриттена и говорит о том же: в жизни случается все – флирт и война, юношеское любовное головокружение (пунктуально выписанные вращения солиста) и мрачный марш, где теряется всякая индивидуальность, и все артисты так меряют сцену шагами, будто им еще двадцать километров двигаться до передовой. Но вот что важно: при значительных различиях музыкальных фрагментов различия в движениях почти стерты. Юный Бриттен полагал, что счастье от несчастья в жизни достаточно далеки; отсчитывавший в год сочинения балета восьмой десяток ван Манен знал – и сейчас знает, – что все рядом. Поэтому – вглядывайся, вглядывайся, вглядывайся в то, что есть. Не бойся останавливать взгляд на мускульном рельефе танцовщиков (трико специально подчеркивают перелив каждой мышцы), насыщай не слишком-то скрытой эротикой каждое па – завтра может грянуть марш, завтра уже ничего не будет.
None
Живой классик европейской хореографии Ханс ван Манен сочинял этот балет на музыку Бриттена, написавшего «Вариации» как переработку музыки своего учителя Франка Бриджа («Идиллия для струнного квартета»). Мировая премьера балета состоялась в 2005 году, а в прошлом сезоне Большой театр пригласил 87-летнего мэтра перенести «Вариации» в Москву. Кстати, балет посвящен Полу Лайтфуту и Соль Леон, «соседям» ван Манена по вечеру современной европейской хореографии в Большом театре.
В спектакле много театрального света, облегающего танцующие фигуры, как вторая кожа, и совсем нет декораций. На пустой сцене – два ведущих дуэта в разноцветных обтягивающих трико и окружение из шести человек. «Я никогда не ставлю балеты про конкретную историю», говорит Ханс ван Манен, «в моих балетах люди всегда смотрят друг на друга и в направлении человека». Девять из одиннадцати вариаций вдохновили хореографа на парад фрагментов (длительностью от одной до семи минут) разных жанров:. то марш, то романс, то итальянская ария или венский вальс. Бриттен не ограничивал себя одной манерой: включая в музыку испанские мотивы, отклики на бельканто воспоминания о Малере и Бахе. У ван Манена это разнообразие сдобрено взрывами танцевальных настроений: они меняются ежесекундно в «босоногом», бессюжетном, неоклассическом танце. Только что было серьезно, а теперь – пародийно. Была идиллия, стала тревога. Началось со строгой простоты линий, закончилось важностью телесных контактов. Балет ван Манена – отношения мужчины и женщины во всем спектре возможностей. Но главная героиня – музыка.

Майя Крылова




Спектакль «Вариации на тему Франка Бриджа» будет показан в один вечер с балетом «Симфония псалмов»



На странице использованы фотографии Елены Фетисовой и Михаила Логвинова.