Театральная компания ЗМ

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2005г. - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника в музыкальном театре»
опера в 3 действиях, 10 картинах


Либретто Евгений Замятин, Георгий Ионин, Александр Прейс, Дмитрий Шостакович по повести Николая Гоголя



Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев

Режиссер-постановщик Юрий Александров

Художник-постановщик Зиновий Марголин

Художник по костюмам Мария Данилова

Художник по свету Глеб Фильштинский

Главный хормейстер Андрей Петренко

Ответственный концертмейстер Ирина Соболева

Балетмейстер Давид Авдыш

Дирижер-ассистент Павел Смелков



Артисты: Владимир Тюльпанов, Владислав Сулимский, Алексей Тановицкий, Эдем Умеров, Татьяна Кравцова, Михаил Латышев, Андрей Попов, Август Амонов, Сергей Семишкур, Александр Морозов, Геннадий Беззубенков, Павел Шмулевич, Сергей Романов, Илья Банник, Эдуард Цанга, Сергей Скороходов, Андрей Карабанов, Вадим Кравец, Юрий Мончак, Александр Герасимов, Андрей Земсков, Владислав Успенский, Тимур Абдикеев, Войчех Жирник, Евгений Уланов, Николай Каменский, Григорий Карасев, Юрий Воробьев, Александр Тимченко, Вячеслав Игнатович, Виктор Вихров, Роман Завадский, Андрей Зорин, Евгений Уланов, Роман Гибатов, Татьяна Филимонова, Сергей Юхманов, Валерий Лебедь, Елена Миртова, Юрий Павлов, Кирилл Душечкин, Ольга Маркова-Михайленко, Елена Витман, Ольга Шаханова, Елена Петренко, Юлия Хазанова, Алина Арзамасцева, Виктория Утехина, Ольга Семенова, Евгения Шаламова, Елена Тилькериди, Екатерина Центер, Евгений Страшко, Елена Витман, Лариса Шевченко, Жанна Домбровская, Татьяна Павловская, Владимир Живописцев, Василий Горшков, Рада Баклунова, Сергей Виноградский, Виталий Шеин, Геннадий Николаев.



Продолжительность спектакля 2 ч. 25 минут

Я думаю, что музыка, жизнь и идеи Шостаковича непосредственно касаются нас всех. Мы относимся к ним с большим уважением, пытаясь понять, к чему стремился этот великий человек, и что он совершил. В его музыке содержится мысль, которая в искусстве не может быть передана сильнее и ярче. Это мысль о любви к жизни. Жизнь Шостаковича была на самом деле симфонией. Вся музыка, которую он создавал, происходила из борьбы, из его личной войны.
Валерий Гергиев




Каждая работа – это диалог с самим собой, поэтому гоголевская история для меня имеет личностный оттенок. Пьеса Гоголя, великого мистификатора и в то же время великого русского страдальца, достаточно запутана. Я запутал ее еще больше.

Новый спектакль – это мой парафраз, мои субъективные ощущения и размышления на эту тему.
В одном из своих писем Гоголь писал: «Пора возвращаться в Россию, злобы набраться!»

В спектакле затрагиваются вечные темы: нравственности и безнравственности, жизни и смерти. Для себя я называю эту постановку – «Страсти по Ковалеву», где рассказывается история об обычном человеке, каких миллионы, которые были тогда, есть они и сейчас. Главный герой оперы Ковалев будет все время балансировать на грани. Душевного равновесия он не найдет до самого конца. Поэтому в спектакле так важна тема поиска самого себя и страшного фатума, который воздействует на человека.
Юрий Александров


Как все гениальное, оперу Шостаковича «Нос» можно интерпретировать до бесконечности. Для меня это абсолютно таинственное произведение, события которого развиваются в таинственном городе. Гоголевская история не укладывается в жесткую схему, как впрочем и опера Шостаковича, лишенная каких-либо стереотипов. Это произведение вневременное. Оно дает возможность при постановке рассказать о себе, о своем времени, о России. От проделанной работы, которая оказалась самой тяжелой в моей жизни, у меня ощущение выполненной миссии.
Зиновий Марголин


Интервью Юрия Александрова газете «Газета»:

Самое страшное, когда гротеск рождается в обыденном существовании. Представьте: идет нормальное рабочее заседание. Все в строгих костюмах. И вдруг появляется из двери голая женщина и несет председателю стакан воды. И никто не удивляется. Тут думаешь: либо ты сошел с ума, либо спишь. Вот в таком положении и находится майор Ковалев.Страшная, жуткая история! И эта фантасмагоричность абсолютно, подлинно петербургская