Театральная компания ЗМ

Award nominations 2020

Современный танец / спектакль
работа балетмейстера-хореографа ()
Музыка: Soundlandscape, Hanno, Оулавюр Арнольдс, Аоки Такамаса
Хореография: Ольга Пона в сотрудничестве с танцовщиками
Текст: Ольга Пона, Николай Болдырев
Костюмы: Тамара Кильметова
Свет: Александр Скрыпник

Артисты: Татьяна Сущенко, Светлана Львова, Татьяна Крицкая, Татьяна Лумпова, Елена Пришвицына, Кристина Чернышова, Мария Герасимова, Дарья Платонова

Продолжительность 1 ч. 25 мин.
Age category 12+
Танец – это превращение конкретного в абстрактное. Танец сформировал мое тело и разум, а также мои ощущения, мотивации и действия. Что такое танец для меня? Поиск себя с целью выхода за пределы себя. Так или примерно так рассуждают танцовщицы на протяжении всего спектакля. Они как бы приоткрывают дверь в творческую лабораторию, показывая процесс создания движений на глазах у зрителей, и рассказывают свою собственную историю о том, что означает для каждой из них – быть танцовщицей.
Восемь танцовщиц голосом и пластикой рассказывают о том, как попали в современный танец и почему здесь остались, что ими движет и что их останавливает, к чему они стремятся и чего страшатся. Движения – глубоко индивидуальны (тело – как мы знаем из психологии танца – не врет), слова о боли и усталости звучат будто под копирку (позже выяснится, что это сама Пона, «проинтервьюировав» своих девочек, записала их горестные монологи). Сам танец при этом довольно однообразен, он рождается словно вопреки, через «не могу», с сопротивлением. Главный вывод – танцевать тяжело, а не танцевать невозможно. Что ж, не ново, но зато правдиво. И позволяет танцовщицам отрефлексировать свою каждодневную работу, не идти в класс на автомате, а подумать, зачем, собственно, им это нужно.
Как живется балетным – знают все: об этом сняты фильмы – и художественные, и документальные. А вот как живется артисткам контемпорари? Спектакль, придуманный Ольгой Пона и ее танцовщицами в Челябинском театре современного танца – коллекция рассказов молодых женщин, и в этих рассказах перемешаны смех и слезы, рабочие будни и хтоническая жуть (рядом с рассуждениями о сути искусства – повествование о женщине, которую регулярно бил муж и таки довел до суицида). И эта жуть – вроде бы напрямую с танцами не связанная, бедолага артисткой не была – обозначает границы мира за пределами сцены. Вот тут они в своем небольшом кругу – изнашивающие мышцы и кости («После спектакля я не думаю, что я молодец. Я думаю: молодец, что все цело»), хохмящие («Сон танцовщицы – это тоже танец, только в рамках ее кровати»), переживающие свои триумфы (а театр Ольги Пона – один из лучших в стране и идет от удачи к удаче, тьфу-тьфу-тьфу). А вокруг – чудовищная экология (Челябинск) и регулярно встречающаяся человеческая тьма. Собственно, спектакль ровно об этом – как быть светом во тьме. Хотя таких пафосных формул в спектакле, конечно, нет.

На странице использованы фотографии DanceArt и Урсулы Кауфманн