Театральная компания ЗМ

Премия «Золотая Маска» 2011г. - «Лучшая женская роль» (Ольга Яковлева)
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Наталья Кудряшова)
пьеса Адольфа Шапиро по роману Ивана Гончарова

Режиссер: Адольф Шапиро

Сценография: Сергей Бархин

Художник по костюмам: Татьяна Бархина

Художник по свету: Глеб Фильштинский

Композитор: Петр Климов



Артисты: Ольга Яковлева, Наталья Кудряшова, Надежда Жарычева, Анатолий Белый, Артем Быстров, Игорь Хрипунов, Станислав Любшин, Олег Савцов, Дарья Юрская, Михаил Хомяков, Кирилл Трубецкой, Юлия Ковалева, Валерий Хлевинский, Кристина Бабушкина, Никита Панфилов, Николай Чиндяйкин, Ирина Гордина



Продолжительность 3 ч. 20 мин.

Этот роман произвел на меня глубокое впечатление еще в детстве, а я часто ставлю то, что когда-то впечатлило меня. Почти полтора года я работал над пьесой, стараясь сохранить все сюжетные линии этого большого глубокого романа, первая часть которого носит несколько бытовой характер, а во второй мощно звучит трагическая нота.
…Я думаю, что прав был Толстой, когда говорил, что искусство должно заниматься тремя вещами: любовь, смерть и вера. Все эти темы есть у Гончарова в романе, и это самое главное. Пока люди живы, эти три темы не могут потерять для них значения.


Адольф Шапиро, интервью агентству «РИА-Новости»



…«Обрыв» Гончарова – произведение, написанное в медленных ритмах. Очень повествовательное, очень углубленное в себя. Оно и писалось долго. Но мне кажется, очень уместно к нему сейчас обратиться, потому что это энциклопедия чувств, энциклопедия любви.
И в то же время это глубоко скрытый конфликт между верой и страстью. Теми двумя сторонами жизни, которые создают внутренний конфликт в природе человека. А самый сильный конфликт – это все-таки конфликт человека не с другим человеком и даже не с миром, а с самим собой.


Адольф Шапиро, интервью радиостанции «Голос России»




Когда открывается мхатовский занавес, первое чувство – изумление. Вместо барского дома, главного места действия русского реалистического романа, перед нами – символическая, белыми террасами спускающаяся вниз конструкция.

У нее есть вполне бытовое объяснение: просто фасад дома с балконом, верандой и лестницей. Но совсем не бытовое чувство возникает от созерцания белой вертикали, похожей на амфитеатр древнегреческого театра, где развивается сюжет о русских обрывах и страстях.

Первая и, быть может, важнейшая смысловая конструкция спектакля – русские страсти нерасторжимо связаны с обрывами во всей широте этого понятия. Со стоянием на краю, над пропастью, с «гибельным восторгом», разрывом связей, обрывом истории.

Выстроив с помощью Сергея Бархина пространство «Обрыва» как монументальное, «античное», Шапиро предложил взглянуть на русский роман как на сцену трагических страстей и идей. На словах Гончарова – «обрывов много в русской земле» – режиссер строит эстетику и этику проекта.


«Российская газета»




«Атмосферность» режиссер сгущает почти до символа. Конечно же, это не попытка возродить классический театр, а ностальгический поклон ему, отвешенный с большим тактом, но не без иронии. Ощущение же этот спектакль вызывает примерно такое, как старинная картина в альбоме, которую рассматриваешь, не снимая тонкой рисовой бумаги. Контуры чуть смазаны, краски неясны – и потому воображение то тут, то там дорисовывает картину на современный лад.
Вот так сквозь события «Обрыва» то и дело проглядывает сегодняшний день с его рваными ритмами, угловатыми движениями, отрывистой речью.

газета «Коммерсант»