Театральная компания ЗМ
Номинации

Борис Мессерер


Архитектор, сценограф. Главный художник Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Действительный член Российской академии художеств, член Союза художников, Союза театральных деятелей, Союза дизайнеров и Союза кинематографистов РФ. Президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы. Президент Российского центра Международной ассоциации сценографов, театральных техников и архитекторов театра. Народный художник РФ. Лауреат Государственных премий РФ. Награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Дружбы, Серебряной медалью Академии художеств СССР и Золотой медалью Российской академии художеств, Серебряной медалью международной выставки сценографии и театральной архитектуры «Пражская Квадриеннале». Лауреат премии «Хрустальная Турандот».
Окончил Московский архитектурный институт в 1956 – руководитель А. Дейнека, посещал мастерскую графика А. Фонвизина. Дебютировал в качестве сценографа в 1960, оформив спектакль «Третье желание» В. Блажека в театре «Современник». Автор сценографии более 150 постановок в музыкальных и драматических театрах в России и за рубежом. Работал с крупнейшими российскими и зарубежными режиссерами, среди которых О. Ефремов, Б. Покровский, А. Алонсо, А. Эфрос, А. Гончаров, В. Плучек, К. Сергеев, К. Голейзовский, И. Моисеев, Р. Суслович, В. Чабукиани, Г. Волчек, Л. Якобсон, Б. Львов-Анохин, Р. Симонов, Е. Симонов, Н. Андросов, В. Долгачев, Н. Скорик, М. Захаров, С. Юрский, Ю. Любимов.
В 1960–1969 сотрудничал с московским театром «Современник», где оформил спектакли «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова и О. Табакова, «Старшая сестра», «Назначение» А. Володина, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Принцесса и дровосек» М. Микаэлян, Г. Волчек. В 1965–1995 оформил драматические спектакли «Парусиновый портфель» М. Зощенко, «Похождения бравого солдата Швейка» по Я. Гашеку, «Недоросль» Д. Фонвизина в Театре им. А.С. Пушкина, «Неоконченный диалог» В. Чичкова, «Три возраста Казановы» по пьесам М. Цветаевой «Приключение» и «Феникс» в Театре им. Евг. Вахтангова, «Дальше – тишина» В. Дельмар, «Орнифль, или Сквозной ветерок» Ж. Ануя в Театре им. Моссовета, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А. Линдгрен, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Трибунал» В. Войновича в Театре Сатиры, «Покровские ворота» Л. Зорина в Театре на Малой Бронной, «Круг» С. Моэма, «Валенсианские безумцы» Л. де Веги, «Горбун» С. Мрожека в Театре им. Вл. Маяковского, «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса, «Принц и нищий» С. Михалкова по М. Твену в МХАТе им. М. Горького, «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» по Д. Хармсу в театре «Эрмитаж», «...А этот выпал из гнезда» Л. Вассермана по роману К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» в Театре им. Н.В. Гоголя. В 1990–1997 главный художник МХАТа им. А.П. Чехова, в котором оформил спектакли: «Трагики и комедианты» В. Арро, «Последняя ночь Отто Вейнингера» Е. Соболя, «Осколки разбитого вдребезги» по А. Аверченко, «Из жизни дождевых червей» П.У. Энквиста, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Молочный фургон не останавливается больше здесь» Т. Уильямса, «Мишин юбилей» А. Гельмана и Р. Нельсона, «Борис Годунов» А. Пушкина. С 1963 в качестве сценографа сотрудничал с музыкальными театрами. Среди постановок: «Подпоручик Киже» на музыку С. Прокофьева, «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина в Большом театре, «Левша» Б. Александрова в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова, «Золушка», «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в Тбилисском театре оперы и балета, «Кармен-сюита» в Киевском театре оперы и балета, «Спартак» А. Хачатуряна в Ереванском театре оперы и балета, «Клоп» Д. Шостаковича для Ленинградского ансамбля «Хореографические миниатюры» п/р Л. Якобсона, «Тропою грома» К. Караева в Новосибирском театре оперы и балета, «Гуинхе» Х. Бланко, «Бахиана» на музыку Э. Вилла-Лобоса в Театре классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василева. Среди зарубежных работ: «Пиковая дама» П. Чайковского в Лейпцигском театре оперы и балета, «Лебединое озеро» П. Чайковского в Софийском театре оперы и балета.
Оформил ряд телевизионных фильмов и спектаклей. Занимается станковой живописью, графикой, коллажем, инсталляцией, книжной графикой. С 1957 является постоянным участником российских и зарубежных выставок, в том числе выставок театральных художников.