ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пресса

2 марта 2012

Побочное действие

Валерий Золотухин, Александра Машукова | Газета «Ведомости»

Башлачев, Герцен, Достоевский и другие герои спектаклей внеконкурской афиши фестиваля

«Золотая маска» сегодня — это сразу несколько «фестивалей в фестивале», а ее параллельные программы, «Маска Плюс» и «Новая пьеса», представляют собой самоценную панораму, отражающую то интересное, что появляется в театре за пределами Москвы. «Пятница» рассказывает о четырех режиссерах, вышедших из петербургской театральной школы, спектакли которых сыграют в off-программах фестиваля этой весной.

Борис Павлович. Самый молодой худрук

Двенадцать старшеклассников полтора часа спорят друг с другом, отвечают на вопросы присевшего на краю сцены молодого человека, перебирают самые дорогие для них вещи, танцуют под вчерашние хиты. Рассказывают о себе, своих планах, друзьях, о городе, в котором не все в порядке с трудоустройством, а также с дорогами и освещением по ночам, и вообще где слишком рано ложатся спать. А также о том, почему через некоторое время собираются уехать из Кирова (а некоторые, наоборот, остаться в нем).

«Я (не) уеду из Кирова» — документальный спектакль, работа над которым началась с конкурса школьных сочинений, совместных выездов за город и занятий актерским искусством. Молодой человек, выходящий на сцену задавать вопросы школьникам, — это 31-летний режиссер постановки Борис Павлович. В 2006-м он проделал путь, обратный тому, о котором сделал свой спектакль: спустя два года после окончания петербургской Академии театрального искусства перебрался из культурной столицы в провинцию. И возглавив Театр на Спасской в Кирове, стал самым молодым худруком российского театра.

6 марта, на сцене Центра им. Мейерхольда

Дмитрий Волкострелов. любитель новой драмы

Впервые спектакль выпускника мастерской Льва Додина, работающего с новой драмой, в Москве увидели год назад. Тогда на «Золотую маску» привезли «Запертую дверь» по пьесе Павла Пряжко, в которой актеры в неброской манере произносили весь без исключения текст, в том числе имена своих героев — офисных служащих и продавцов. А также описывающие заурядность повседневности ремарки, способные обескуражить зрителя, который привык ждать от пьесы событий.

В основе «Хозяина кофейни», который приезжает в этом году, снова лежит текст Пряжко. И снова он — о поиске героя, расколе между языком и действительностью, аномалиях и инфантильности. С помоста, установленного в зале клуба, слетают имена Аркадия Райкина, Вуди Аллена, Comedy Club, а чтение этого авторского монолога-размышления постепенно превращается в stand-up-шоу, только намеренно нескладное. Его исполнитель, произносящий текст с оговорками, очень быстро, так что иногда и слов не разобрать, — однокурсник Волкострелова Иван Николаев.

6 марта, кафе «Март»

Вера Бирон. Спец по Достоевскому

Спектакль «На Европу смотрю, как зверь» поставлен Верой Бирон — она не только режиссер, но и исследователь творчества Достоевского, а также замдиректора петербургского музея писателя. Начинается он с небольшого скандала. Двое популярных актеров, снимающихся в ролях Герцена и Достоевского, узнают, что срывается их поездка в Европу и работать придется в павильоне. Поворчав, они начинают на скорую руку репетировать — текст сценария обрастает вопросами режиссеру, шуточками в адрес друг друга, а также зрителей, забывших отключить мобильные телефоны.

Начавшись с иронии, спектакль с участием известных петербургских артистов Валерия Кухарешина (Герцен) и Виталия Салтыкова (Достоевский) в результате меняет интонацию. И к финалу от зрителей ждут сопереживания мыслителям, которые оказались на чужбине и теперь делятся друг с другом своими признаниями.

5, 6 марта, на сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета

Руслан Кудашов. Педагог ставит рок

Главный режиссер петербургского Большого театра кукол еще и педагог: спектакль «Башлачев. Человек поющий» он поставил с выпускниками своего курса в Академии театрального искусства. Александр Башлачев — один из главных героев поколения сорокалетних, к которому принадлежит Кудашев, но вряд ли его трагические песни столь же много значат для нынешних молодых. Спектакль Кудашева должен опровергнуть эту мысль — актеры преподносят здесь каждое стихотворение поэта внимательно и бережно, стараясь не столько передать присущий его песням надрыв, сколько добиться того, чтобы было услышано каждое слово.



оригинальный адрес статьи