ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пресса

5 марта 2012

Двоеточие, три закрывающие скобки

Анна Гордеева | Газета «Московские новости»

Парень с большой охапкой разноцветных проводов то просто тащит их, то чуть ли не ласкает, а в финале и вовсе засыпает, обняв их, будто рядом с любимой женщиной. На белых полотнищах, что выполняют роль задника, — лица, явно снятые веб-камерами: герои смотрят в объектив, сосредоточенно хмурятся или хохочут, отвлекаются и что-то жуют. LOL (Lots of love), спектакль английской труппы Protein, с которого началась офф-программа «Золотой маски», — о «поколении фейсбука», о том способе жизни, когда сетевое общение становится более реальным, чем офлайн. И сделан он так весело, так драматургически и актерски точно, что трудно было бы представить себе лучшее начало театрального фестиваля.




Шесть человек на сцене, серия монологов, звучащих одновременно с движением (потому многие зрители после спектакля говорили о нем как о гибриде драмы с современным танцем, хотя вообще-то это чистейший танцтеатр). Замечательная точность кратких зарисовок, то, чем от века славятся англичане. Классические сетевые страдания — сколько смайликов надо поставить после поста, чтобы тебя не сочли неуверенной в себе? Куда подевался понравившийся тебе парень — ты ведь не была слишком навязчива, отправила всего 400 мейлов? Ежедневная проблема достоверности в сети — «а при встрече оказалось, что он на 20 лет старше и на 9 кг тяжелее». Доски объявлений о знакомствах — это вообще, как известно, кладезь, но Лука Сильвестрини, сочинивший и поставивший этот спектакль, собирает лучшее и самое типичное одновременно. «Хочу найти человека, который бы выносил мой итальянский темперамент» — маленькая буйная девушка, из которой энергия хлещет так, что хочется одновременно улыбнуться ей и от нее отодвинуться; «Я христианка. Обычно я этого не делаю (в смысле, объявлений не даю. — А.Г.). Желательно, чтобы ты зарабатывал не менее 60 тыс. фунтов в год» — замершая девушка с постным лицом. Тут вот что важно: это все монологи. Совсем краткие или развернутые, но одинокие сообщения-посты. Ну да, спектакль про «одиночество в сети». Не только в сети, впрочем.

Действие переносится и в офлайн — назначаются встречи, происходят свидания. Со всеми возможными вариантами: вот переехавший в другой город парень ищет друга — просто друга, посидеть с пивом, поболтать, и не с первой встречи понимает, что замечательному приятелю, разделяющему многие его интересы, нужна не только дружеская болтовня. Вот встречаются три разнополые парочки, и одна тут же кидается в объятия и поцелуи (то и дело шарахаясь друг от друга, когда в голову приходит мысль о чрезмерной смелости на первом свидании), в другой на плече у девицы рыдает гей (и та обреченно утешает, смирившись с таким вариантом проведения вечера), в третьей герой в белом пиджаке, только увидев страшненькую партнершу, хочет немедленно сбежать, но все же решает быть вежливым и общается с ней, сцепив зубы и явно считая минуты до расставания. Спектакль весел, и явно криминальные варианты не рассматриваются — самым неприятным финалом пьянки с развиртуализированными знакомцами оказывается пробуждение в той постели, где герой вовсе не планировал оказаться. Речь не об уголовных опасностях в сети (пусть об этом говорят политики, желающие проконтролировать все и вся), но о том, как забавная человеческая натура проявляет себя в новых технических обстоятельствах.



Одна из лучших сцен в спектакле — без слов вообще, выстроена на чистой пластике. Это нечто вроде форумной перепалки, когда в заинтересованный «разговор» танцовщицы и танцовщика вклинивается (буквально протискиваясь между ними, разделяя) еще один актер. «Разговаривающие» расступаются, но вскоре вмешательство надоедает девушке, и следует ее пылкий монолог «без выбора выражений» — она буквально яростно бьется на полу. Вокруг только что никого не было, но сразу же собирается любопытствующая толпа; каждый, кто хоть раз в жизни выбирался на форум (хоть автолюбителей, хоть поклонников аниме), оценит точность картинки.



Этот спектакль, привезенный «Золотой маской» при содействии Британского совета, — единственный представитель дальнего зарубежья в программе. Далее последуют спектакли ближних соседей: Русский театр из Ташкента привезет «Гамлета-шута», Харьковский театр имени Шевченко — «Войцека», появятся армянские и латвийские, белорусские и азербайджанские театры. А еще один иноземный гость — Варшавский драматический театр — в программе «Легендарные спектакли и имена»: Кристиан Люпа представит свои спектакли «Персона. Тело Симоны» и «Персона. Мэрилин».



оригинальный адрес статьи