Театральная компания ЗМ

Пресса

6 марта 2012

Спектакль LOL на «Золотой маске»: Танцы интернета

Камила Мамадназарбекова | Газета «Ведомости»

Внеконкурсная программа «Золотой маски» открылась танцевальным спектаклем LOL (Lots of Love) лондонского театра Protein. Его герои — пользователи Facebook, а язык — лайки и смайлы

Постановка Луки Сильвестрини представляет в Москве фестиваль «Эдинбургский Фриндж» и рассказывает о человеческих отношениях в эпоху web2.0 — на языке рваного диалога из чата, коротких дневничковых записей и легкого contemporary dance. Необычно слышать все эти смайлики, значки и подмигивания, произносимые вслух. Смущение, неловкость, недоразумения, которыми переполнено общение в интернете, передаются и в танце (кстати, каждый из танцовщиков участвовал в создании спектакля). В нем много жестов, чуть ли не жанровых сценок, пантомимы. Движения иллюстрируют не только простые человеческие эмоции — радость встречи, ревность, грусть, но и автоматизм ежедневных ритуалов, серфинг по волнам информационных потоков.

Ритм задает мерный звук печатающих клавиш и другая подзвучка кнопок клавиатуры: клики, бипы. Иногда их сменяют нежная фортепианная музыка и незамысловатый гитарный перебор. На сцене только разноцветный клубок проводов и шесть танцовщиков, которые представляют 800 млн пользователей Facebook (авторы спектакля предлагают домысливать их, как собеседников по ту сторону монитора, по скудным анкетным данным или захваченному врасплох веб-камерой выражению лица). Киберпространство, как и театральная условность, обращено в мир воображаемого.

Диалог в чате можно продолжить в любой момент, был бы собеседник онлайн. Так и в спектакле: мозаический монтаж диалогов возвращает нас к двум центральным сюжетам — историям знакомств, как будто бы случайно выловленных из сети. Девушки с неким Джеффом («эпидемиолог — что за странный выбор профессии») и юноши с неким Дарреллом («я думал, он просто хороший парень, я не гомофоб»). Драматургически центром каждой истории становится свидание. Такие странные вещи, как ужин в скайпе или виртуальный секс, происходят не от какого-то нового (набившего оскомину) «одиночества в сети», но оттого, что большинство людей на эмоциональном уровне остаются старшеклассниками.

В финале танцовщики, словно показывая, что они не боятся развиртуализации, разбивают четвертую стену и идут в зал. Ошарашивают зрителей вопросом, который час, просят сфотографировать их на iPhone или проверить дорогу по гугл-картам.

Решительно игнорируя прочие функции социальных сетей, будь то работа или актуальная сегодня координация общественного протестного движения, спектакль деликатно подталкивает зрителя к нехитрой мысли, что простые, как двоичный код, эмоции могут быть искренними, а обычные люди — интересными. Ты один из нас, говорят нам веселые британцы, и завтра можешь оказаться на месте неудовлетворенного своей работой служащего санэпидемстанции, путешествующего по самым удаленным уголкам планеты и пишущего длинные письма женщине, которую никогда не видел.

С залом у исполнителей в итоге установился контакт — было много аплодисментов и много лайков.





оригинальный адрес статьи