Театральная компания ЗМ

Пресса

5 марта 2012

Спектакль «LOL» на «Золотой маске», или Одиночество в Сети не имеет границ

Ирина Курбанова | tvkultura.ru

В минувшую субботу стартовала внеконкурсная программа фестиваля «Золотая маска» - «Маска Плюс». В афишу этой программы входят яркие, нестандартные работы, сделанные на стыке жанров. Спектаклем открытия стал проект лондонского театра «Protein», уже признанный одним из самых ярких событий прошедшего Эдинбургского фестиваля визуального и уличного искусства «Фриндж». Молодой театральный коллектив, который возглавляет хореограф Лука Сильвестрини, был тогда назван британской критикой лучшей независимой танцевальной компанией прошлого года.

Название спектакля лондонцев «LOL» расшифровывается как «Lots of Love». Речь однако идет не о реальной любви во всех ее проявлениях, а о том, как просто любить друг друга... в социальной сети. Это спектакль с короткими репликами из реальных чатов, снабженный танцами в духе контемпорари дэнс. Всего два-три коротких послания, немного музыки, немного любви - разве кто-то общается в Сети иначе? Вот, пожалуй, и все. «Мы привязаны друг другу проводами, но не более того», - говорят герои со сцены.

Я вернулась тчк
Всем приветы тчк
Загружаю 186 фоток красивого заката тчк
Красивый смайлик

Национальная катастрофа
Что же делать не могу выйти, не накрасив ресницы

«Поцелуи. Никогда не знаю, сколько ставить их в конце (сообщения)» - вот, чем озадачен современный герой. Безусловно, перед такой важной проблемой меркнет ерунда: то, что ты уже месяц не видел бабушку; неделю не играл в футбол с приятелем; больше не читаешь книги и даже на йогу больше не ходишь. Ты теперь делаешь ее онлайн. Это дешевле и безопасней. Тебя манит Сеть, ты в ней не один. Это раньше ты страдал от одиночества, а теперь рядом с тобой очень много таких же, как и ты. Это все равно, что на большой вечеринке, где можно и не знакомиться. И все же авторы спектакля «LOL» уверены, что рано или поздно герой захочет встретиться по-настоящему со своим виртуальным оппонентом. И вот тут его может постичь настоящее разочарование, даже горе: «Когда мы встретились, оказалось, он на 20 лет старше и на 9 килограмм тяжелее…». Получается, что Сеть – это замкнутый круг, куда мы стремимся сбежать от одиночества, в котором мы по-прежнему остаемся одинокими.

«В этом спектакле "одиночество" для меня - ключевое слово, - говорит автор идеи "LOL" и режиссер театра "Protein". - Но мы отнюдь не хотим сказать, что в нем виноват Интернет. Только мы сами. Я стал специально заниматься Интернетом и на собственной практике увидел, что он очень расширяет наши возможности. Но, с другой стороны, это изоляция каждого из нас. Все эти послания и контакты, которые мы посылаем куда-то, есть не что иное, как одиночество в толпе. Это спектакль и об обустройстве британской жизни сегодня. Мы должны научиться не доверять всему, что есть по ту сторону экрана. И действительно, если ты не видишь человека, не слышишь его голос, не чувствуешь его запах… Мы начали свой проект в 2009 году. Так вот, я заметил, что даже за эти три года многое изменилось. Еще несколько лет назад многим тем, кому было неловко говорить о своих чувствах онлайн, сегодня стало абсолютно нормальным обнажаться в Сети».

В 2010 году в рамках перекрестного Года России – Франции на сцене «Большого театра» французский хореограф Анжелен Прельжокаж выпустил спектакль под названием «А дальше - тысячелетие покоя. Creation 2010». Тот спектакль, в основе которого - «Откровение Иоанна Богослова», блестяще исполненный танцовщиками Большого театра и труппы Прельжокажа на клубную музыку Лоран Гарнье, о том же. О неком неминуем мировом Апокалипсисе от глобального одиночества души. Британский спектакль «LOL» проще, иногда немного по-детски заставляет поднять те же завесы и «сорвать покровы» наших сердец.

Лука Сильвестрини: «Все, что есть в спектакле, в том числе и текст, мы создали сами. Мы специально для нашего проекта опрашивали в Интернете людей. В процессе репетиций мы анализировали полученный материал, потом его монтировали, склеивали, редактировали. Конечно, перед тем как представить «LOL» на «Золотой маске» мы подготовили титры на русском языке. Но все дело в том, что наш спектакль – это еще и импровизация. Конечно, все это либо наши истории, либо истории наших друзей и знакомых. Но для меня важнее то, что слова в данном контексте не существуют как-то отдельно, нет раздельных текста и сценического движения, а есть общий контекст, где текст является физической частью спектакля, частью движения. Главное понять это не филологически, а энергетически».

С 2005 года Лука Сильверстрини - художественный руководитель театра, который сегодня является призёром многих престижных международных наград и активно гастролирует по Великобритании и всему миру. Оказывается, в работе с танцовщиками для него важнее всего найти диалог внутри труппы. Если его нет, ничего не получится. И нарочитая простота в тексте и танце, как получилось в данном проекте «LOL» - это огромная работа всего коллектива. «Прежде, чем начать работу над спектаклем, я начал с обычных вопросов. Как мы живем? В чем проблемы нашей повседневной жизни? - рассказывает Лука Сильверстини. - Возможность общаться в Интернете привела к тому, что наши возможные связи в жизни становятся иными. Чтобы это понять, я специально, например, стал пользователем одной из значимых социальных сетей. Но не стоит забывать, что мы, Лондонский театр "Protein", в первую очередь танцевальный коллектив, и все наши актеры – это профессиональные танцовщики. Именно поэтому мне захотелось объединить в единое целое и музыку, и движение, и мелодику слова. И все же главное для меня лежит за пределами текста. В работе над любым спектаклем для начала я коллегам представляю свою идею, что называется "кладу на стол", и они, мои артисты, как-то откликаются на нее. У нас происходит диалог. День за днем мы стараемся найти новые точки соприкосновения. Кто-то привносит что-то новое, а кто-то именно это вычеркивает. Но не забывайте, мы профессиональные танцоры, но мы не профессиональные драматические артисты. И, когда я собираю исполнителей, я должен быть уверен, что им это интересно».



оригинальный адрес статьи