ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пресса

21 марта 2012

В Москве впервые покажут "Москва-Петушки" в постановке Андрея Жолдака

Анна Банасюкевич | РИА Новости

Спектакль "Москва-Петушки" театра-фестиваля "Балтийский дом" покажут 21 марта на сцене Театра им. Моссовета в рамках программы "Маска Плюс" фестиваля "Золотая Маска".

Спектакль по знаменитой поэме Венедикта Ерофеева поставил Андрей Жолдак - известный авангардный режиссер, много работающий в России и в Европе. Москвичам творчество радикального украинца известно, в первую очередь, по спектаклям Театра Наций "Федра. Золотой колос" и "Кармен. Исход".

В Москву спектакль привозят впервые. От столичной публики режиссер ждет "вдумчивого внимания и отказа от предсказанных ожиданий".

"Зрители, которые хотят увидеть эквивалент книжки "Москва-Петушки", будут растеряны, потому что они встретятся уже не с не с оригинальным произведением, а с чем-то совершенно другим. По большому счету, эта книга стала поводом к моему высказыванию как художника", - говорит Жолдак.

Действительно, спектакль Жолдака отталкивается от лирической, исповедальной поэмы Ерофеева, как от берега - в течение почти четырех часов режиссер транслирует свое представление о мире, замешанное на метафизике.

"Последние два-три года я разбираюсь в темах, связанных с такими крупными вопросами, как жизнь и смерть, то есть с вопросами эпоса. Когда репетируешь один спектакль за другим, ты, как художник, продолжаешь один большой разговор. Поэтому этот текст, которому свойственна интимность, я развернул в ту сторону, которая мне интересна и близка сегодня", - объясняет режиссер.

Для воплощения своих видений Жолдак выстроил на сцене мифический мир, полный символики и мистики - на экзистенциальном пути, который проходит герой, возникают лиса, олень - животные, часто встречающиеся в разных культурах в качестве тотемов. В понимании режиссера сознание современного человека замешано на многих древних, необъяснимых вещах.

"В спектакле есть сцена, когда убивают оленя. А два дня назад мне в Бухаресте, где я выпускал спектакль, приснился сон, в котором я убиваю одного человека много раз, колю его ножом, и отворачиваюсь к окну. А потом, когда поворачиваюсь, вижу, что на столе - не человек, а олень, с жуткими ранами. Если все это расшифровывать, окажется, что все эти знаки зашифрованы глубоко в подсознании. Поэтому, я основывал спектакль на таких скрытых сигналах нашего подсознания", - рассказывает Жолдак.

Помимо прочих неожиданностей, уготованных в спектакле, Жолдак удивил и выбором актера: главную роль в спектакле сыграл знаменитый литовец, актер театра Эймунтаса Някрошюса - Владас Багдонас. Своей основательностью, богатырской, крепкой сбитой фактурой, волевым лицом он совсем не вызывает ассоциацией с тонким, нервным Венечкой.

По словам режиссера, иногда, встреча с артистом, впечатление от его личности становится импульсом к замыслу спектакля.

"Сейчас в Бухаресте я смотрел спектакль и видел там одну хорошую актрису старой школы. Когда я увидел, как она работает, я почувствовал, что хочу с ней встретиться, как с личностью, как с художником, как с женщиной. С Багдонасом - похожая ситуация. Я хотел с ним работать, и мне, в принципе, даже было не так важно, что именно репетировать. Так случилось, что мы выбрали этот материал, но могло быть и что-то другое, такого же высокого качества. Конечно, Багдонас - совсем не тот герой, который написан в книге. Владас сам по себе - мифотворец, он демон и ангел одновременно. Он тоже помог мне развернуть спектакль в сторону от Ерофеева", - рассказал Жолдак.

Для Жолдака поэма Ерофеева - очень важная литература, но, предваряя показ спектакля, он напоминает - режиссер, как и писатель, творит свой отдельный, собственный мир.

"Я эту книжку очень люблю. Когда я читал ее, я плакал, это очень пронзительно. Я могу ночью перечитать ее с бокалом хорошего вина, когда я хочу какой-то интимности. Тогда мне не нужен режиссер. Но если мне скажут, что, например, Ларс фон Триер или Питер Гринуэй снял "Москва-Петушки", мне будет интересно посмотреть, как именно эти люди видят эту книгу. В моем спектакле поэма увидена моими глазами. Я очень резко поступил с текстом, фактически, уничтожил его, но режиссер иногда должен это делать, чтобы выйти на какой-то иной уровень", - поделился своими соображениями Жолдак.

Спектакль "Москва-Петушки", поставленный Жолдаком в 2010 году, был отмечен Высшей театральной премией Санкт-Петербурга "Золотой софит" - награду получили исполнители главных ролей Владас Багдонас и Леонид Алимов в номинации "Лучший актерский ансамбль".



оригинальный адрес статьи