ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пресса

21 марта 2012

Польский спектакль стал призером фестиваля "Золотая Маска"

Анна Банасюкевич | РИА Новости

Спектакль "(А)поллония" польского авангардного режиссера Кшиштофа Варликовского по результатам опроса театральной общественности стал самым заметным событием зарубежных гастролей и фестивальных показов в России в прошлом сезоне, сообщается на официальном сайте фестиваля "Золотая Маска".

Спектакль "(А)поллония" был показан в марте прошлого года в рамках программы "Польский Театр в Москве" во время "Золотой маски".

"Думаю, эта победа была предрешена, так сошлись обстоятельства. По степени своей востребованности среди профессиональной публики, польская программа "Золотой Маски" была беспрецедентной акцией. Польский театр всегда был интересен и важен для русского театрального контекста, и наоборот. Полякова здесь всегда любили, но за последние лет двадцать успели забыть. И теперь этот контакт обновлен", - говорит один из кураторов программы "Польский театр в Москве", театральный критик Алена Карась.

Польский театр не случайно вызывает повышенный интерес - спектакли Кристиана Люпы (Krystian Lupa), Кшиштофа Варликовского (Krzysztof Warlikowski), Яна Кляты (Jan Klata), режиссеров разных поколений, демонстрируют безупречный высокий художественный уровень и глубокое осмысление современности. В отличие от многих других, поляки сохранили отношение к театру как к месту сакральному, работающему с человеческим сознанием.

"Когда-то в России была театроцентричная культура, но потом это закончилось. В Польше все осталось по-прежнему. Театр, наравне с костелом, остается в центре интеллектуальной общественной жизни. В Польше театр - предмет национальной гордости, в нем сохраняется ощущение национального самостояния", - рассказала Алена Карась.

Героем спектакля стала Аполлония Мащинска (Apollonia Maczynska), реальная женщина, укрывавшая еврейских детей во время войны. Ее жертва, на первый взгляд, оказалась напрасной - она не смогла спасти никого, в том числе и себя. О жертве, о стремлении человека к убийству, о чувстве вины Варликовский размышляет, обращаясь к античным мифам об Алкесте и Ифигении.

"Варликовский показал, что можно как-то по-новому работать с документом, и художественно, и концептуально. Но главное, что он смог пересмотреть понятие жертвы, посягнуть на архетип. Мы живем в эпоху постмодерна, мы хотим все время пересматривать мифы, но технология нам не ясна. А Варликовский продемонстрировал, что можно эту тему обсуждать, пользуясь текстами античными и современными. Необычна и художественная форма спектакля - актеры способны быть очень яркими, выразительными, славянскими, и одновременно по-немецки рациональными", - рассказала Алена Карась.

Польский театр, показанный на "Золотой маске" в прошлом году, не только продемонстрировал высокие образцы авангардного искусства, но и оказал очевидное влияние на процессы в российской культуре.

"Появились спектакли, которые возникли под влиянием "(А)поллонии". Очевиден интерес Константина Богомолова к пересмотру мифа, который был и раньше, но спектакль Варликовского открывает новые радикальные пути. Георг Жжено в Театре им. Йозефа Бойса сделал Лабораторию, посвященную документу в театре, которая, наверняка, инспирирована этим опытом Варликовского. Ведь документ может быть частью утонченной театральной эстетики. По-моему, это влияние очень заметно".

Приз в номинации "За лучший зарубежный спектакль" будет вручен спектаклю "(А)поллония" Кшиштофа Варликовского на церемонии вручения наград фестиваля "Золотая маска", которая состоится 16 апреля на сцене Большого театра.

Кшиштоф Варликовский изучал историю, филологию, античный театр, в 1993 году закончил Высшую театральную школу в Кракове. Работал с известными режиссерами Кристианом Люпой, Питером Бруком, Ингмаром Бергманом, Джорджо Стрелером. В 2008 году возглавил Новый театр в Варшаве. Спектакль "(А)поллония" стал его дебютом в качестве художественного руководителя.



оригинальный адрес статьи