ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пресса

11 апреля 2012

Диана в лабиринте минотавра

Павел Ященков | Газета «Московский комсомолец»

Мариинка есть Мариинка

Какие бы спектакли ни привезла в Москву всемирно известная труппа — их всегда ожидает аншлаг. Нынешние трехдневные гастроли в рамках золотомасочной программы «Премьеры Мариинского театра в Москве» включали в себя поставленный для Парижской оперы 18 лет назад знаменитый балет скандально известного французского авангардиста Анжелена Прельжокажа «Парк», а кроме того три одноактовки, пополнившие афишу театра за последний год.

Из всех балетов, привезенных петербуржцами на соискание «Золотой маски», эксперты отобрали собственно только «Парк». Московские же балетоманы имели редкую возможность сравнить балет питерского производства с «Парком», «высаженным» парижанами на прошлогодних гастролях балетной труппы Гранд-опера. Причем сравнение было не всегда в пользу французов.

Навеянный литературой эпохи Просвещения балет со всеми входящими в него тремя частями служит по сути лишь прелюдией к любовно-эротическому дуэту всепоглощающей страсти, который является одновременно кульминацией и окончанием спектакля. Венчающий это действо самый долгий в истории балета поцелуй — фирменный знак, прославивший хореографа далеко за пределами Франции. Любовники намертво впиваются друг в друга губами, и в таком положении, почти без помощи рук, минуты полторы герой кружит любимую в воздухе. В дуэте мариинская прима Диана Вишнева (выдвинута на «ЗМ» за партию в этом балете) и молодой танцовщик Константин Зверев выдали такой градус взаимодействия и «химии», выплеснули на зрительный зал такой накал эмоций и страстей, что забыть этот спектакль вряд ли удастся.

Удачно выразить различные оттенки эротических переживаний и сопутствующих им женских комплексов Диане Вишневой удалось и в хореографии легендарной основоположницы американского танца модерн Марты Грэм. Задача была не из простых: до Вишневой осваивать непривычную модернистскую технику Грэм балеринам-классичкам не приходилось, а из русских танцовщиков-мужчин на этом поле отметились разве только Нуреев и Барышников.

Двумя другими балетами, включенными в вечер одноактовок, Мариинке хвастаться не стоило. Набором банальностей и штампов оказался балет Эмиля Фаски «Simple things» («Простые вещи»). О том, что его героиней является Жанна д`Арк, можно было догадаться разве только по французским лилиям, которые высвечивались на сцене. Раскрывать с помощью хореографии какие-то идеи или апеллировать к человеческим чувствам не предполагал и Бенжамин Мильпье (муж Натали Портман) в созданном 4 года назад (т.е. еще до выхода фильма «Черный лебедь», в котором он выступил хореографом и актером) одноактном балете. Перенесенная в Мариинку вещица так и называлась — «Without» («Без слов»), но смотрелась несколько привлекательнее сочинения этого хореографа, представленного на последних московских гастролях труппой Американского балетного театра. Стоит, однако, пожалеть отличных мариинских артистов (среди прочих в этих двух балетах заняты Владимир Шкляров, Алексей Тимофеев, Алина Сомова, Екатерина Кондаурова), вынужденных растрачивать свой недюжий талант в таком репертуаре.




оригинальный адрес статьи