Театральная компания ЗМ

Пресса

14 июня 2012

Важное чувство одиночества

Павел Лепендин | Газета «Воронежский курьер»

В Воронеже Лев Додин провел четыре дня. На открытии фестиваля, сразу после завершения спектакля «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана, знаменитый режиссер получил из рук губернатора Алексея Гордеева Платоновскую премию.



Общаться с Додиным, слушать его - одно удовольствие. Подкупает все - мудрость, большой опыт, преданность профессии, искренность. В Малом зале исторического здания Кольцовского театра состоялась творческая встреча с Львом Абрамовичем. Странным показалось, что на нее не пригласили студентов театрального факультета Воронежской академии искусств и молодых артистов наших театров (кроме Камерного). «Я специально не готовился, - признался Додин, - поскольку не очень умею читать лекции и делать доклады. Предпочитаю живое общение. Я не обладаю истиной в последней инстанции, но готов поделиться жизненным опытом».

У режиссера поинтересовались секретом его успеха. Он сказал, что не любит слово «успех». Оно представляется ему рекламно-товарным. Додин отметил, что само понятие приобрело странный смысл. Успешными чаще всего себя считают люди несчастливые и далеко не успешные. Они часто занимаются в жизни ерундой и демонстрируют глупость. Режиссер уточнил: «Более важными мне представляются внутреннее удовлетворение, убежденность, попытка достичь чего-то такого, что ты не успел сделать. Над всем должно превалировать желание быть верным себе».

Лев Абрамович напомнил, что в СССР творцам ставилось немало препон. Заинтересовавшие режиссера пьесы приходилось класть в стол. Получить разрешение на постановку было нереальным делом. Каждый спектакль приходилось пробивать и ставить, как последний. «Но я в своей жизни не сделал ничего, что не хотел бы делать, что мне претило», - сообщил мэтр. Он считает, что человеку не стоит меняться в связи с обстоятельствами: «Театр и политические перемены совсем не обязательно должны идти нога в ногу. Политики говорят, будто знают, как надо, чтобы все стало хорошо, словно по мановению волшебной палочки. А художник, наоборот, находится в поиске ответа на вопрос, как, собственно говоря, надо?».

Лев Додин считает заблуждением, что серьезный театр и серьезная литература сейчас не востребованы. Он и его артисты много путешествовали со своими спектаклями. Сейчас МДТ больше предпочитает ездить по России. «Я присутствовал на двух спектаклях, что мы показали в Воронеже, - сказал народный артист. - Мне было интересно наблюдать за происходящим в зале. Было видно, как зрители совершают внутреннюю духовную и интеллектуальную работу, осваивая непростой материал». То же самое ему приходится наблюдать на родных невских берегах.

Режиссер считает театр одним из важнейших инструментов воспитания личности. Сейчас в Малый драматический стало приходить много молодежи, которая смотрит сложные спектакли и по-своему их понимает. Возможно, у молодых не всегда находятся слова для того, чтобы выразить впечатление. Но если есть желание, со временем найдется и язык для выражения сложных понятий и ассоциаций.

Жизнь в театре, которую Лев Абрамович, по его словам, начал с ранних лет, чудом оказавшись в небольшой студии у влюбленного в свою профессию мастера, Додину интересна. У него спросили, что бы он изменил в своей судьбе, если представилась возможность прожить вторую жизнь. «Я прекрасно знаю, что другой не будет, - ответил режиссер. - Но если фантазировать, может, меньше бы помарок сделал, возможно, в молодости мне меньше бы мешали заниматься творчеством. В нашей стране нельзя сказать фразу: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Все настолько изменчиво и зыбко. Я не прошу у Бога второй жизни. А прошу содержательного продолжения нынешней». Театр, по убеждению Льва Додина, является своеобразной религией, способом общения с высшими силами. Но, с другой стороны, нередко он существует именно как развлечение. Радовать людей, отвлекать их от забот и волнений - задача куда более благодарная, чем воспитывать их, заставлять думать. Наш народ, по мнению режиссера, обожает хэппи-энды и не любит трагический финал. Ведь сама жизнь большинства - трагедия. Человек рождается неизвестно для чего и знает, что обязательно умрет.

«Мне чуждо то, что называют развлекательным театром, - признался Лев Абрамович. - Попытка искусства стать наркотиком - одна из страшнейших проблем нашего времени. Шоу-бизнес уже стал таковым. Он превалирует над всем остальным. Лишь бы забыть о смерти, прожить в позитиве очередной день. Театр находится в кризисе, что прежде всего проявляется по отношению к любви, пониманию, состраданию. От потери профессиональных навыков и интеллекта страдает весь мир. Если раньше большие начальники, коронованные особы старались быть среди зрителей театральных постановок, то сейчас им куда интереснее присутствовать на стадионах и рок-концертах и при большом стечении народа себя рекламировать. Заражение толпы стадным вирусом - опасное явление. А театр дает возможность человеку хотя бы какое-то время не чувствовать себя одиноким, что очень важно».

Актриса Камерного театра Екатерина Савченко попросила мэтра приоткрыть завесу тайны над тем, как проходят у него репетиции, часто ли он прислушивается к актерам. Оказалось, что когда за день до старта фестиваля питерцы приехали в Воронеж и устраивали прогон «Жизни и судьбы» на новой для себя площадке, то режиссер примерно столько же времени, что идет постановка, беседовал с коллегами. «Мы находимся в постоянном диалоге, - делился секретами Додин. - Я люблю задавать артистам вопросы. Театр - искусство человеческой компании. В одиночку создать театр невозможно. Надо увлечь души. Иногда меня спрашивают, кто придумал ту или иную сцену. Я честно отвечаю, что не знаю, поскольку спектакль рождается у нас в соавторстве. Методом проб и ошибок». Льву Абрамовичу доводилось бывать на репетициях других режиссеров. Но всегда возникает желание что-то исправить, подсказать, направить постановщика в иное русло. Поэтому он старается не допускать к своей творческой кухне других постановщиков.

По мнению Додина, человечество подошло к опасной черте, за которой ему грозят распад и исчезновение. У театра тоже определенный кризис. Артисты, как считает мастер, часто не понимают, о чем текст. А ведь актеры должны быть высокообразованными людьми. Со сцены все чаще звучат короткие, рубленые фразы, которыми мы привыкли общаться в повседневной жизни. «А люди мыслят сложнее, чем думают некоторые режиссеры», - отметил Додин. Каждый момент нашей жизни, театрального действа многослоен. Достичь первого слоя легко. Но для более глубокого погружения требуется множество повторений и проб. Вот почему спектакли самого Додина рождаются непросто. По его мнению, надо всегда стремиться к совершенству. Оно недостижимо, но нельзя прекращать попытки. Нужно четко определиться, на чьей ты стороне - добра или зла. Оба понятия не взаимопроникаемые. Идеальных людей нет, но, как считает Додин, сохранять верность высшим идеалам необходимо. Самое интересное в жизни, по его мнению, - самому себе задавать различные вопросы. И желательно не находить ответы. «От того молодеешь и душевно, и физически», - заключил театральный гуру.

Платоновская премия вручалась режиссеру после спектакля «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана. На сцене оставалась початая бутылка коньяка - по сценарию, из спецхрана НКВД. Лев Абрамович разлил ее по рюмкам себе, губернатору Алексею Гордееву и директору Платоновского фестиваля Михаилу Бычкову со словами: «Чтоб такого коньяка больше не было». Публика так и не поняла, был ли коньяк бутафорским или настоящим, но маэстро аплодировала стоя.



оригинальный адрес статьи