Театральная компания ЗМ

Пресса

27 сентября 2013

Событие недели

Александра Машукова | Газета «Ведомости»


В Москве начинаются гастроли МДТ — Театра Европы Льва Додина

«Золотая маска» привозит из Петербурга пять спектаклей знаменитой додинской труппы, два из которых — «Бесы» и «Жизнь и судьба» — у нас показывали уже не раз. А вот из трех премьер последних лет («Три сестры», «Коварство и любовь», «Враг народа») в столице был только спектакль по Чехову — год назад на фестивале «Сезон Станиславского»; и вряд ли многие тогда смогли его посмотреть. Впрочем, дело тут даже не в новинках как таковых. А в том, что, поставленные в ряд, эти три последних спектакля Льва Додина неожиданно складываются в своего рода трилогию.

Трилогия эта получается жесткая, откровенно трагическая. И исключительно актуальная — когда вечные проблемы, отраженные в классических текстах, буквально опрокидываются в сегодняшний день, причем выглядит это не назойливо, а естественно. Именно возможность увидеть эти три спектакля подряд и переводит нынешние московские гастроли МДТ из разряда очередных в категорию уникальных.

Откроют программу «Три сестры» — непривычно мрачные, где дом Прозоровых, увиденный художником Александром Боровским снаружи, а не изнутри (вдоль всей сцены идет стена с рядом окон и козырьком над отсутствующей дверью; в финале этот фасад надвигается на зрителя), кажется, лишен жизни. Этот дом с пустыми рамами, продуваемый всеми ветрами, похож на призрак — не случайно герои иногда выстраиваются в оконных проемах, превращаясь в живые портреты, в воспоминание о себе самих. Это история о том, что все важные слова обесценились и кто бы ни произносил высокие фразы — о любви ли, о труде, — сегодня это просто сотрясение воздуха. Чеховские сестры в спектакле Додина живут в выхолощенном мире, который отвергает их стремление к настоящему, их одаренность, их желание любить и отдавать, — сестрам остается только держаться; правда, ради чего — не очень понятно. Даже Ирина, младшая из сестер, здесь отнюдь не порывистая и романтическая девушка, как ее часто изображают, — героиня Елизаветы Боярской серьезна, склонна к самокопанию и, кажется, с самого начала не по возрасту лишена иллюзий.



Потом покажут «Коварство и любовь» — длиннющую пьесу Шиллера Додин сократил, убрав нескольких персонажей. Это спектакль о власти интриги, о том, что многоходовые, точно рассчитанные планы по уничтожению себе подобных составляют сегодня суть людского существования, становятся для многих самой жизнью: если ты не интригуешь — ты не живешь. О роковой предначертанности интриги: стоит запустить ее маховик, как волну разрушений уже не остановить. О том, насколько все (даже положительные персонажи) находятся в плену сиюминутного, бессмысленной суеты. И, конечно, о привлекательности зла. На спектакль стоит идти хотя бы ради того, чтобы увидеть, как неотразима и по-своему беззащитна леди Мильфорд в исполнении Ксении Раппопорт. И какая яркая личность — президент фон Вальтер Игоря Иванова, поддержавший план, который привел к уничтожению молодой влюбленной пары.

А третьим будет «Враг народа» — драма Генрика Ибсена о докторе Стокмане, человеке, который идет против всех. В том числе и против собственного брата, мэра курортного городка, где в лечебные минеральные воды сбрасывают промышленные отходы. Сергей Курышев, один из главных артистов МДТ, играет не героя, не борца и не трибуна: облаченного в безразмерную кофту домоседа, кабинетного человека, рассеянного и странноватого большого ребенка. Он и в обычной жизни не бог весть как ориентируется, где уж такому идти на баррикады. Но Стокман идет: тихо, настойчиво — и до конца, просто потому, что не способен изменить себе.

Точно так же не способен на это и сам Лев Додин. Поэтому сколько бы ни причитали о конце русского репертуарного театра — вот он, театр-дом, перед нами. С тщательно подобранной труппой, состоящей из крупных актерских личностей разных поколений, с умением говорить о самом важном, с трезвым, горьким, иногда безжалостным взглядом на жизнь.



оригинальный адрес статьи