Театральная компания ЗМ

Пресса

11 октября 2013

Лев Додин: нам не хватает подлинной культуры

Радио России


К счастью, в России еще много любителей театра, даже если они живут вдалеке от культурных столиц. Думается, им будет особенно интересна встреча со Львом Абрамовичем Додиным, руководителем Академического малого драматического театра Санкт-Петербурга, который носит статус Театра Европы.

Лев ДОДИН: В последнее время мы стараемся как можно больше ездить с гастролями по России; несколько лет назад мы благодаря финансовой поддержке Алишера Усманова мы организовали проект: спектакли Малого драматического театра - Театра Европы в больших и малых городах России. Проект реализовывался четыре года в самых больших (Казань, Екатеринбург) и самых маленьких (Новотроицк, Железногорск) городах, - в последних иногда вообще не было профессиональных театров. И сейчас мы хотим продолжить этот проект.

Но и независимо от этого мы находим способы ездить по России, - во-первых, это миссия театра, - как говорили греки, театр должен говорить с городом и с миром. А я добавляю: с городом, с миром и со страной, и это очень важная составляющая. И это очень важно для нас, потому что мы убеждены: в России сегодня не хватает подлинной культуры. А также поддержки подлинной культуры, - её забивает так называемая массовая культура. Большой вопрос, является ли она культурой вообще... Вкусы людей огрубляются, людей отучают от серьезного спокойного размышления, и в такой ситуации театр должен пытаться возвращать человека к самому себе.

А в этом - великая загадка театра: на два часа мы остаемся в темноте, и никуда не надо бежать, и даже те, кого не заставишь отключить мобильный телефон, в конце концов начинают его отключать... Потому что человек вдруг остается наедине с самим собой и начинает видеть что-то, чего сам про себя не знает, или обнаруживает в себе нечто, в чем стеснялся признаться самому себе. На сцене герой проживает нечто подобное, и человек чувствует себя уже не таким одиноким и понимает, что он - часть некоей общности. Поэтому, мне кажется, это некая миссия, а с другой - в поездках по стране мы вдруг обнаруживаем очень интересные тенденции, потому что действительно в провинции часто люди готовы вслушиваться более внимательно...

Помнится, мы играли в Сургуте, - нефтяном и богатом. Мы играли спектакли трех названий, - нам говорили, что город не выдержит такого. Представьте, - выдержал; на каждый следующий спектакль было все больше желающих. Мы начали с трудных "Трех сестер", и вначале даже показалось, что люди начнут расходиться. Но - нет; все оставались на местах, а потом ко мне стали подходить женщины: мы-де тоже ищем себе применения, не можем понять, как себя самоосуществить...

И оказалось, что интеллигентных людей, желающих сопереживать, желающих переживать гораздо больше, чем порой кажется. И когда говорят, что массовая культура или невысокого пошиба сериалы создаются для удовлетворения вкуса публики, - это сознательный обман: на самом деле так извращается вкус публики. У людей есть потребность в серьезных переживаниях...



оригинальный адрес статьи