Театральная компания ЗМ

Пресса

17 февраля 2014

На «Золотой Маске» покажут постановки двух крупных современных хореографов — Уильяма Форсайта и Уэйн

Майя Крылова | Газета «РБК daily»

Завтра на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с программой «Три балета в манере поздней неоклассики» выступит труппа Пермского оперного театра. В афише любопытные опусы — «Вариации на тему рококо» Чайковского в постановке Алексея Мирошниченко и балет «Сувенир» Дагласа Ли, но главный «манок» — это спектакль The Second Detail Уильяма Форсайта.

Американец Форсайт почти 40 лет живет в Европе. Где и прославился: под руководством уроженца Нью-Йорка два десятилетия работала знаменитая компания Ballett Frankfurt. Именно там сложился фирменный авторский стиль — «классика с обманом», когда движения академического танца вроде бы и воспроизводятся, но с диковинным акцентом. Привычные па обретают ломаные ракурсы, графика становится угловатой, скорость растет в разы, а чинные академические позы расцветают динамическими всплесками.

Сейчас Форсайт далек от прежней манеры, но охотно дает разрешения на постановку своих опусов — из тех времен, когда и впрямь был хореографом, а не придумывал перформансы. «Вторая деталь», поставленная в Пермском оперном театре, — как раз спектакль из балетной поры Форсайта. Четырнадцать танцовщиков в серо-голубых трико 22 минуты вытворяют чудеса, заставляя пространство вибрировать под электронный «точечный» звук Тома Виллемса. Хореография балета смахивает на чертеж, рационально скроенный по точным технологическим лекалам. Но публике кажется, что артисты импровизируют и покоряют сцену, как стихийные завоеватели, не отличающие свободу от порядка.

19 и 20 февраля в Театре имени Моссовета покажут Atomos — балет британской труппы Random Dance в хореографии Уэйна МакГрегора, премьера которого в Лондоне прошла в октябре 2013 года. МакГрегор известен не только как создатель авторских постановок и хореограф-резидент Королевского балета Великобритании. Помимо прочего он придумывал хореографию для Тома Йорка в клипе Radiohead Lotus Flower и танцы в фильме о Гарри Поттере. МакГрегор считает себя и ученым, изучающим физиологию человеческого тела в движении. Автор Atomos не работает с жестким каноном классики, предпочитая ей возможности свободного, раскрепощенного танца. Десять танцовщиков — одновременно и подопытные кролики в хорошем смысле слова: они вместе с МакГрегором активно участвовали в создании хореографии, исходя из собственных физических особенностей, а сам процесс — в интересах науки — записывался на компьютер.

Название балета вполне говорящее: атомы, они же песчинки Вселенной, — это тела артистов, танец как таковой — воспроизведение жизненных энергий, бушующих в человеке и в космосе. Но спектакль МакГрегора ни в коем случае не ученый трактат, а вполне динамичное шоу. Острые, как скальпель, движения появляются в цветовом мареве — розовое и коричневое сменяется зеленым и пурпурным. Неоклассический саундтрек группы A Winged Victory For the Sullen исполняется вживую. И все это сопровождается объемными видеоэффектами с огнем и дымом — так что для того, чтобы насладиться спектаклем во всей полноте, понадобятся 3D-очки.




оригинальный адрес статьи