Театральная компания ЗМ

Пресса

21 февраля 2014

Форсайт и Макгрегор на «Золотой Маске»

Наталья Витвицкая | Журнал «Ваш досуг»

Пермский театр и лондонская труппа Random Dance привезли в Москву опусы главных авангардистов балетной сцены.
Балетный репертуар нынешней «Золотой маски» радует наличием в нем работ всемирно известных хореографов-радикалов. Имена Уильяма Форсайта и Уэйна Макгрегора балетоманам хорошо известны, однако в стране найдется совсем немного театров, отважившихся сломать стереотипы и поставить какую-нибудь из работ современных гениев. Тем более любопытно было увидеть, как это смогли сделать пермяки. И делают мэтры — макгрегоровская труппа из Великобритании.

Пермский театр оперы и балета на «Маску» приезжает ежегодно. Современный балет они начали осваивать чуть ли не раньше всех, но их сильной стороной все равно оставалась русская балетная классика. Попыток самоутвердиться на непривычном для себя материале театр не оставляет, одна из последних смелых заявок — балет «The Second Detail». Радикальная хореография Форсайта в сочетании с электронной музыкой Тома Виллемса, производит сильное впечатление. Множество танцовщиков, кажущихся бесполыми в одинаковых белых костюмах, двигаются подчеркнуто несинхронно. С видимым стремлением к ускорению и нечеловеческой точности. Разумеется, никакой лирики. Главное в этом балете (и любом другом у Форсайта) — холодная отстраненность, которую, будем честны, пермякам изобразить удается не всегда (все-таки у нас привыкли к рефлексиям на сцене). Но усилия «спрятать душу» очевидны, — виртуозная силовая техника не должна вступать в борьбу с отвлеченной душевностью. Ближе к финалу балетной абстракции на сцене появляется босая танцовщица в белом хитоне. Ее эффектное соло — дань прародительнице авангардного балета Айседоре Дункан. Точнее тому, что она олицетворяет. Несмотря на некоторую хореографическую «предвзятость» классической труппы, пермякам удалось доказать публике форсайтовскую теорию: красота может быть равной деконструкции всех нормативных балетных схем.

Следующим пунктом обязательной программы для всех ценителей балета стала российская премьера балет Уэйна Макгрегора «Atomos». Суперзвезда современной хореографии прошлом году должен был ставить «Весну священную» в Большом театре. Но после трагедии с Филиным, приезжать наотрез отказался. Уговорить его пожаловать в Москву удалось «Золотой маске». На показах в рамках программы «Контекст» случился предсказуемый аншлаг, среди гостей были замечены Роман Абрамович, Дарья Жукова, Сергей Капков и др. Фамилия Макгрегор — это синоним слову революция в балете, он знаменит тем, что ставит свои произведения с оглядкой на науку (физику, химию, нейробиологию и т. д.). Над «Atomos», к примеру, вместе с ним работал социальный антрополог Джеймс Лич — подвергал анализу взаимодействия артистов. Результаты этой работы невидимы, но интригует уже сам факт. Еще один сюрприз — балет нужно смотреть в 3D-очках. На подвесных экранах мелькают кадры с нефтяными вышками, скоплениями жуков и биржевыми отчетами. Иногда возникают красноватые полосы и гигантские пурпурные шары-планеты. Тем, кто надевает очки, все это видится на расстоянии вытянутой руки, пугающе объемно и реалистично. В белом тумане на сцене, тем временем, работает труппа. Эти британские мальчики и девочки свободно чувствуют себя, танцуя любую и самую сложную в техническом плане абстракцию. Им не нужно развивать сюжет или передавать характер. Они — только инструмент в руках мастера. В этом балете их задача — отобразить движения атомов. Стать непрекращающимся броуновским движением, видимым и оттого пугающим.

Электронная музыка «A Winged Victory For The Sullen» добавляет еще сто очков к финальному впечатлению: бессловесная и безэмоциональная вечность прекраснее и страшнее всего на свете. Как и уникальный танцевальный космос, заново открытый Макгрегором.



оригинальный адрес статьи