Театральная компания ЗМ

Пресса

29 июня 2014

«Итак, она звалась Татьяной»

Галина Маламант | Интернет-портал Isrageo.com

Три самых значимых произведения русской литературы. Три выдающихся режиссера. Три ведущих театра – 28 июня в Тель-Авиве открылся IX Международный театральный фестиваль «Гешер», в рамках которого будут показаны лучшие работы российского театрального фестиваля «Золотая Маска».

Международный фестиваль "Гешер" ("Мост"), демонстрируя израильскому зрителю лучшие достижения современного Российского искусства, стартовал в одноименном театре – "Гешер". Театралы из провинций и братских республик бывшего Советского Союза отлично помнят те времена, когда они рвались "в Москву, в Москву, в Москву" – столицу, где бурлила праздничная театральная жизнь, к которой хотелось хоть как-то прикоснуться.

Благодаря фестивалю "Гешер", израильские любители театра ежегодно испытывают праздничную театральную атмосферу.

Девятый по счету фестиваль "Гешер" представляет три спектакля, лауреатов российского фестиваля «Золотая маска»: «Евгений Онегин» (режиссер Римас Туминас, театр им. Вахтангова), «Волки и овцы» (постановка Петра Фоменко, «Мастерская Петра Фоменко») и «Без названия» (режиссер Евгений Марчелли, Ярославский драматический театр).

Открывая пресс-конференцию, посвященную этому событию, Лена Крейндлина, генеральный директор театра"Гешер", представила журналистам и блогерам гостей, пришедших на встречу с ними, и стараниями которых фестиваль состоится.

Российский театральный деятель, лауреат Государственной премии России, директор театрального фестиваля и премии «Золотая маска» Мария Ревякина рассказала, что выбор достойных постановок был велик, и желающих приехать в Израиль было немало. Поэтому весьма непростой задачей оказалось объяснить театрам, которые не были включены в программу фестиваля в Израиле, почему так получилось. Мария Евсеевна выразила надежду: возможно, в будущем список участников фестиваля расширится – в перспективе намечено ежегодно привозить в Израиль лауреатов фестиваля «Золотая маска».
Не случайно на подмостках театра «Гешер» израильтяне увидят постановки по произведениям Пушкина, Островского, Чехова – великих авторов, имена которых существуют вне времени. По какому принципу составляются программы фестивалей? Организаторы стараются, чтобы они отражали тенденции российского искусства. Помимо театрального фестиваля, в Израиле проводятся фестивали музыки, кино. В частности, в минувших сезонах особенно заметно обращение российских театров к классике.

Директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок поделился теплыми воспоминаниями об участии театра в фестивале 2012 года со спектаклем «дядя Ваня», и незабываемыми впечатлениями от встречи с израильским зрителем. «Поэтому сейчас мы приехали, как к себе домой», — заключил Кирилл Игоревич.

В пресс-конференции приняли участие Роман Кветнер, продюсер ежегодного фестиваля, а также актеры тетра им.Вахтангова, участвующие в спектакле «Евгений Онегин»: Ольга Лерман, одна из исполнительниц роли Татьяны Лариной, Виктор Добронравов и Алексей Гуськов, соответственно исполнители роли юного и зрелого Онегина.

Фестиваль открыл музыкальный спектакль «Евгений Онегин». Совершая мировое турне, театр побывал в Вильнюсе, Нью-Йорке, Торонто, Бостоне, Париже, а после Тель-Авива, где спектакль прошел при аншлаге, вскоре будет показан в Лондоне.

Вероятно, у кого-либо из русскоязычных израильтян промелькнула мысль: «А, «Евгений Онегин», школьная программа…» Можно попытаться объяснить такое скептическое отношение к школьной программе: скорее всего, оно связано с не самыми лучшими учителями литературы, нудно твердившими о причинах возникновения «лишнего человека» на фоне исторических событий. Но были и другие учителя – с их легкой руки учили наизусть не только «Письмо Татьяны», но и все главы романа. Это был тот самый индикатор, который определял шкалу зрелости и укреплял духовность восприятия Пушкина.

Знаменитый литовский режиссер, руководитель театра им.Вахтангова Римас Туминас преподнес нам особый урок литературы. Урок, в котором настолько смещены акценты произведения Пушкина, что постановку едва не назвали «Татьяна» — прежнее название оставили из уважения к классику и традициям.

Иное прочтение романа в определенном смысле связано с возрастом. Не только Римас Туминас — все мы были иными в молодые годы, иначе реагировали на разные события, кого-то и что-то отвергали, порой чувствовали себя непонятыми для окружающих, иначе понимали все, и даже такой божественный дар, как любовь. Но ведь в свое время через такие же чувства и действия прошел «молодой повеса» Онегин!

Два Онегина и два Ленских на сцене – это взгляд на себя через призму времени. Столь неожиданный ход настолько глубоко и остро отмечен в постановке, что невольно вызывает прозрение: «пропустить через себя» — это не просто слова.
«Когда у меня возникла идея обратиться к «Евгению Онегину», я решил отложить постановку на год – настолько был обширен исследовательский материал, с которым было необходимо познакомиться, — поделился Римас Туминас. — Надо было проникнуться не только произведением, но и понять, почему пушкиноведы, биографы и знатоки так любят, ценят и оберегают имя великого автора».
Еще в большей степени режиссера захватила переписка Пушкина, несколько тысяч писем: «И тогда все открылось – жизнь, и нравы, и атмосфера той эпохи, подкрепленные отношениями и событиями, которые я постарался реализовать в спектакле, — сказал режиссер. – И убежден, что на сегодняшний день еще ни один пушкиновед не высказал претензии по поводу трагикомической композиции постановки».

«Итак, она звалась Татьяной». Натура глубокая, любящая, страстная, Татьяна Ларина, по словам режиссера, получила «наказание любовью». Потому что любовь – это самое невероятное на свете чувство, оно или есть, или его нет. Умение любить – высший талант, которым наделена Татьяна. «Милая простота», сила ее чувств, характер, образ мыслей, так искренне переданные актрисой Евгенией Крегжде, наполнили зал добрыми нотами яркой музыки любви, принесенной на крыльях танца.

Пушкин Риманаса наполнен такой неподдельной радостью, сдобрен столь изящной сценографией, что понимаешь: радость – понятие музыкальное и окрыленное (музыка Фаустаса Латенаса, сценография Адомаса Яцовскис).
Из пресловутой школьной программы мы помним, что «наказание любовью» придет и к Онегину. Но во время действа забываешь обо всем на свете, вслушиваясь в магию колдовства, которые творят с тобой остроумный юмор и русская жизнь во всех ее проявлениях, и несешься на крыльях музыки в снежном вихре волшебства и мечты, не успевая разгадать язык метафор, обильно заполняющих сцену и сценические образы.

Вместо обычно-привычного задника на сцене – зеркальная завеса, подернутая дымкой (что делает сцену невероятно объемной). В ней – отражения или иной мир? Насколько они реальны или вымышлены – судить зрителю.

Что означает аккордеон, с которым не расстается Ольга? Вот полюсные мнения двух зрителей. Первое – это символ обручального кольца, которым Ленский «окольцевал» Ольгу. Второе – это тоже символ, но сексуальный: своим подарком Ленский получил возможность касаться интимных частей тела Ольги, словно клавиш аккордеона. У каждого зрителя возможен свой вариант этой и множества других метафор. Чтобы их разгадать, надо смотреть спектакль.

Тем более, что в постановке заняты такие именитые и известные актеры, как Алексей Гуськов, Ирина Купченко, Людмила Максакова, Юрий Шлыков, Виктор Добронравов, Олег Макаров, Владимир и Василий Симоновы.



оригинальный адрес статьи