Театральная компания ЗМ

Пресса

13 февраля 2015

СОТА - обучение через практику. Интервью с куратором программы Диной Хусейн

Анна Кравченко | Интернет-портал Roomfor.ru


В начале марта в рамках проекта «Институт театра» стартует мастерская СОТА , планирующая развивать в Москве новый образовательный формат, давно устоявшийся на западе. Незадолго до завершения приема заявок от участников мы поговорили с куратором Диной Хусейн о принципах, структуре и амбициях мастерской.

Анна Кравченко: Что стало стимулом для создания этого проекта?

Дина Хусейн: Мне кажется, нам всегда не хватало такого пространства в Москве, где люди могут не только чему-то обучаться, получать информацию, но и иметь пространство для личного исследования, взаимодействовать друг с другом, искать и практиковать создание работ в команде. Идея возникла после моего обучения во Франции на программе подготовки молодых хореографов ex.e.r.ce, там как раз обучение, исследование и создание работ были равноправными составляющими процесса. И мне хотелось, чтобы возможность получить такой опыт, была и здесь, в Москве. Такого места нет, и когда его нет, это просто интересно создать.

АК: Расскажи про контекст, в котором сейчас реализуется программа, почему это происходит в рамках Института театра?

ДХ: Институт театра – совместный проект фестиваля «Золотая Маска» и Центра им. Вс. Мейерхольда. У них уже был подобный опыт лабораторно–образовательных проектов в других сферах театра и искусства. В этом году тоже открывается несколько лабораторий, в их числе и проект СОТА. Я очень благодарна им за интерес к современному танцу, равно как и за возможность провести эту программу бесплатно для участников. Мне кажется, это очень положительный и важный момент. И, конечно, очень бы хотелось, чтобы одним годом этот эксперимент не закончился и мастерская СОТА развивалась, наращивала свой масштаб и смогла стать ежегодно проходящим проектом.

АК: Почему такое название — СОТА?

ДХ: Все просто. СОТА – это аббревиатура СОвременный ТАнец – мастерская современного танца. И СОТА — хороший образ, мед, сладкая ячейка такая. Местечко, где что-то хорошее может создаваться.

АК: Как формировалась программа этого года, ты отталкивалась от каких-то тем или от состава преподавателей? Российские преподаватели – это принципиальное решение для проекта?

ДХ: Мы долго работали над программой и изначально она планировалась еще более масштабной по содержанию. Были идеи приглашать иностранных преподавателей, но в этом году бюджет нам не позволил это сделать. Но с самого начала нам было интересно сфокусироваться на междисциплинарных проектах, коллаборациях. То есть во главу угла мы ставили сотрудничество современного танца с другими областями искусства. Со мной связалась художник Галя Солодовникова, она ведет курс театрального дизайна в Британской Высшей Школе Дизайна, ей было интересно поработать с людьми из современного танца. Дальше мы встретились с композитором Дмитрием Курляндским и нашли много общих идей и интерес в том, чтобы понять как современная академическая музыка и танец могут взаимодействовать. Как концепции отношения к телу и концепции новой академической музыки могут повлиять друг на друга, и что из этого может выйти. У Курляндского в принципе интересный подход к исполнению, он часто предлагает своим музыкантам некое психофизическое состояние, определенного сорта концентрацию, которая отражаются на том, как они играют, создают музыку. Это что-то очень близкое современному танцу и перформансу.

АК: Расскажи про преподавателей, которые отвечают непосредственно за танец и пеформанс?

ДХ: Здесь я тоже руководствовалась этим критерием междисциплинарности. И приглашала хореографов с опытом работы на стыке разных сфер. Такие люди как Анна Абалихина, Ольга Цветкова, Соня Левин, мне показалось, могут хорошо вписаться в программу этого года. Вообще, много хотелось в программу внести, и сейчас смотрю на расписание и понимаю, что у участников практически не будет выходных.

АК: То есть программа подразумевает ежедневные занятия?

ДХ: Да, с 5 марта по 11 мая, лаборатории по четыре часа в день, а иногда и больше, включая выходные. Понимая, что такую загруженность не каждый может себе позволить, мы хотим провести отбор в формате живой встречи с участниками. Не только для того чтобы самим познакомиться с ними, но и позволить каждому из них оценить свои силы и возможности серьезно включиться в работу на протяжении всей мастерской.

АК: Кого ты ожидаешь увидеть среди участников программы? Каковы критерии отбора?

ДХ: Хочется сюрпризов. Понятно, что в первую очередь это люди, у которых уже есть определенный танцевальный опыт, опыт работы с телом, опыт присутствия на сцене и создания работ. Но в то же время, мы открыты к участникам из других сфер — актерам, художникам, музыкантам. Такие люди приносят свою информацию, какой-то свой способ взгляда на тело, на движение. И могут плодотворно влиять на группу в целом. То есть мы не ищем исключительно сильных танцовщиков, мы ищем людей, у которых есть взгляд, желание работать с телом в театральном, выставочном пространстве, искать новые подходы и практики.

АК: Возраст тоже не имеет значения?

ДХ: Не имеет. На самом деле, не хочется вводить какие-то ограничение на самом первом этапе. Программа в этому году проходит в первый раз, и интересно свои идеи, свой опыт обучения за границей проверить в российском контексте. Посмотреть, а кому это может быть интересно? А может ли группа работать, когда у людей разное телесное образование? Как они будут работать вместе? Смогут ли найти общий язык? Как они распределят роли? То есть мы можем себе позволить в этом году, пока курс экспериментальный, оставить все эти вопросы открытыми.

АК: Такая свобода подразумевает риск встречи с множеством непредвиденных ситуаций? Ты к ним себя готовишь?

ДХ: Я экстремальный человек, в этом смысле. Мне бы хотелось, чтобы это было исследование не только для учеников, но и для тех людей, которые преподают. Мы планируем собирать с педагогами брифинги, где мы будем обсуждать как все проходит, что мы можем менять, чтобы это лучше функционировало? Важно, чтобы это была живая, мобильная, адаптируемая структура, чтобы она прибывала в контакте со средой, учитывала процессы, которые уже есть. В способности замечать и реагировать на процессы, которые уже есть, я вижу развитие. Может, я утопист, конечно, будет любопытно, если возьмешь у меня интервью после курса (смеется).

АК: В том процессе, который ты описываешь важно, чтобы была возможность открытых показов, контакта с аудиторией. Вы что-то подобное планируете по ходу курса?


ДХ: Да, мы предусмотрели несколько вариантов презентаций работ студентов, а так же самого процесса работы. Результат работы лаборатории с композиторами мы, возможно, покажем в фойе Электротеатра «Станиславский», сейчас ведем переговоры. Также запланированы показы в рамках совместной лаборатории со студентами Гали Солодовниковой, которая пройдет в мае в Боярских палатах СТД РФ. Что это будут за работы – соло, дуэты, групповые перформансы – мы пока не можем сказать. Это зависит от интересов самих участников. Еще один формат, который мы обсуждаем – это день открытых дверей, по окончанию недельных лабораторий с преподавателями. Здесь нет задачи показать готовые работы или результат, а скорее приоткрыть сам рабочий процесс. Конкретную форму выбирает педагог, это может быть танцевальный материал, дискуссия, лекция, видео. В общем, нам очень важно, что СОТА — это лабораторное пространство, где и преподаватели, и участники получают возможность пробовать свои идеи на практике и экспериментировать с новыми форматами. Поэтому мы ждем участников, готовых к исследованию, активному личному включению и самостоятельной работе.

Дина Хусейн
— хореограф, перформер, куратор Мастерской. Закончила Хореографический Лицей в Москве, Роттердамскую Академию Танца, получила грант на обучение во Франции, программе для молодых хореографов EX.E.R.CE под руководством Матильд Моннье и платформе для хореографов DanceWEB в Вене. Стипендиат программы «Jardin d’Europe», номинант премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая женская роль».Ее работы были участниками европейских, американских и русских фестивалей танца. Сейчас живет и работает в Париже и Москве, где создает свои театральные проекты и сотрудничает с российскими и европейскими художниками и режиссерами.



оригинальный адрес статьи