Театральная компания ЗМ

Пресса

15 декабря 2004

"Макбет" против "Аиды"

Татяна Кузнецова, Сергей Ходнев | Коммерсант


Объявлены номинанты "Золотой маски"



В отеле "Марриотт-Аврора" прошла пресс-конференция, на которой объявили номинантов 11-го национального театрального фестиваля "Золотая маска". ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА и СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ комментируют выбор музыкальных экспертов.


Фестиваль "Золотая маска" проводится при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии и правительства Москвы. Генеральный спонсор – Сбербанк России. Титульные спонсоры – авиакомпания "Сибирь" и компания Nescafe.


Перевалив за первый десяток, "Золотая маска" обрела академическую респектабельность: исчерпывающе составленный пресс-релиз почти не оставил вопросов. По традиции были названы первые лауреаты во внеконкурсных номинациях. Премию "За честь и достоинство" получили ведущий актер Театра армии фронтовик Николай Пастухов и многогранный деятель Северо-Осетинского театра (режиссер, драматург, переводчик) Георгий Хугаев. "За поддержку театрального искусства России" премии удостоились "Аэрофлот" – многолетний спонсор "Золотой маски" и других фестивалей, а также губернатор Челябинской области Петр Сумин, устроивший, по уверениям организаторов "Маски", в своей епархии настоящий театральный рай.


Оправившись от юбилеев, "Золотая маска" в 2005 году войдет в обычный деловой график. Шоу не предусмотрено; об открытии фестиваля объявят 19 марта на гастрольных "Братьях и сестрах" Петербургского Малого драматического театра – знаменитый спектакль Льва Додина отпразднует свое 20-летие и заодно наступающий юбилей Победы. Лауреатов назовут 11 апреля, церемония закрытия пройдет в Театре имени Моссовета. А с 24 марта по 10 апреля на Москву обрушится поток лучших работ истекшего сезона: эксперты по драмтеатру отсмотрели 319 спектаклей, музыкальные – 97. В шорт-лист попало 60 соискателей.


В сезоне 2003/04 два имперских монстра – Большой и Мариинский – совершили по балетной мини-революции. Петербуржцы первыми перенесли на российскую сцену спектакли Уильяма Форсайта, главного радикала последней трети ХХ века. Москвичи отдались английскому драматическому режиссеру Деклану Доннеллану. Он в содружестве с хореографом Раду Поклитару поставил новую версию "Ромео и Джульетты" – самую эпатажную в истории нашего балетного театра. Рядом с этими полюсами в конкурсе будут представлены очередное мариинское "Приношение Баланчину" и московская "Магриттомания" Юрия Посохова. В битву вступит и Пермь со своим Баланчиным – "Серенадой" на музыку Чайковского. Ведущие исполнители этих балетов будут соревноваться в частных номинациях.


При обилии спектаклей живых и действующих авторов скандальным выглядит отсутствие номинации "Лучший хореограф". Балетные эксперты в очередной раз решили подменить собой жюри, заранее вынеся вердикт: Юрий Посохов заведомо проиграет Уильяму Форсайту, поэтому незачем его и номинировать. Еще более сомнительной выглядит рекомендация экспертного совета жюри поощрить союз Поклитару–Доннеллан без всякого конкурса. Как раз в этом году судьи в рекомендациях не нуждаются: возглавляет музыкальное жюри Родион Щедрин, а среди трех балетных специалистов – Майя Плисецкая. В номинации "Современный танец" представлены семь коллективов. Доминируют уральцы – Екатеринбург и Челябинск, но активизировался и Петербург: в конкурс угодили сразу две его труппы. Словом, результаты непредсказуемы.


В оперных номинациях снова нельзя не отметить несколько искусственной интриги, связанной с Мариинским театром. Тамошняя постановка "Носа" Шостаковича, выдвинутая в трех номинациях, в Москву определенно не приедет, и ее возможное присутствие в списке лауреатов зависит от того, сможет ли жюри посмотреть ее на родной сцене. И это при том, что в репертуаре Мариинки на 2005 год этот спектакль отсутствует.


Значительнее всего выглядят перспективы Большого театра: выдвинуты сразу два спектакля – "Макбет" Верди в постановке Эймунтаса Някрошюса (пять номинаций) и "Летучий голландец" в постановке Петера Конвичного (шесть номинаций). Недобор номинаций у "Макбета" объясняется тем, что в лучшие дирижеры почему-то не выдвинут Марчелло Панни. Зато по поводу "Голландца" в четырех номинациях из шести выдвинуты иностранцы (что бывает, прямо скажем, нечасто) – исполнители главных партий Роберт Хейл и Анна Катарина Бенке, сам Петер Конвичный и художник Йоханнес Лайакер. Представлена и "Геликон-опера" со своими весьма удачными "Диалогами кармелиток" (пять номинаций, причем на лучшую женскую роль выдвинуты сразу две певицы, Наталья Загоринская и Лариса Костюк). Но все-таки пару оперных фаворитов нынешней "Маски", очевидно, составляет вместе с "Летучим голландцем" новосибирская "Аида" Верди в постановке Дмитрия Чернякова. Ведь помимо модного режиссера у "Аиды" есть еще козырь в виде дирижерской работы Теодора Курентзиса.


Номинирование "Аиды" дает шанс увидеть эту постановку широкому кругу москвичей: ввиду масштабности спектакля, рассчитанного на циклопические параметры новосибирского ГАТОиБ, его покажут на сцене Кремлевского дворца. На уже привычной сцене "Новой оперы" будут показаны, судя по списку номинантов, еще два любопытных провинциальных спектакля: "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича из Ростова-на-Дону (постановка Сусанны Цирюк, пять номинаций) и "Тоска" Пуччини из Саратова (режиссура Юрия Кочнева, три номинации).


оригинальный адрес статьи