Театральная компания ЗМ

Пресса

2 сентября 2015

В октябре в Латвии пройдет юбилейная «Золотая Маска»

Андрей Шаврей | Интернет-портал Иaltic-course.com

Одно из главных событий начала осени 2015 года в Риге — ежегодный фестиваль "Золотая маска " в Латвии, который пройдет с 13 по 23 октября, как всегда, при поддержке банка Rietumu.

В программу театрального праздника входят лучшие драматические и музыкальные спектакли России. Юбилейная афиша отражает весь спектр того, чем фестиваль радовал публику, начиная с 2006 года. Здесь нашлось место и лучшим образцам современной хореографии, и легендарным постановкам, навсегда вписанным в историю драматического искусства, и работам молодых — тех, за кем будущее, и беспрецедентному авторскому театру — театру Дмитрия Крымова, который прекрасно известен на Востоке и Западе, но пока еще не знаком нашим зрителям.

13 октября в 19.00 в Латвийской Национальной опере выступит Московский Академический музыкальный театр им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко — МАМТ. Этот выдающийся коллектив покажет Вечер одноактных балетов Иржи Килиана, собравший целую коллекцию наград — "Маленькая смерть", "Шесть танцев": (премия "Золотая маска" 2011 года в категории "Лучший спектакль в балете", номинации на премию "Золотая Маска" 2011 года в категориях "Лучшая женская роль", "Лучшая мужская роль"; "Бессонница" : номинация на премию "Золотая Маска" 2014 года в категории "Лучший спектакль в балете". "Восковые крылья": номинации на премию "Золотая Маска" 2015 года в категориях "Лучший спектакль в балете", "Лучшая женская роль".

Это уникальное "собрание сочинений" существует в единственном экземпляре. Еще в 1998 году величайший из чешских хореографов, "танцевальный Пикассо", создавший свой собственный, неповторимый пластический язык, провел в МАМТе первый мастер-класс. Но лишь через десять с лишним лет сотрудничества и переговоров театру удалось заполучить в репертуар "Маленькую смерть" и "Шесть танцев" Килиана. Этот опыт показался обладателю премий Лоуренса Оливье, Вацлава Нижинского и Benois de la dance весьма успешным, и в последующие четыре года линейка килиановских постановок в МАМТе расширилась до большого красочного спектакля, не имеющего аналогов в России. Вечер одноактных балетов Иржи Килиана, дает полное представление о почерке знаменитого мастера, который, по словам Рудольфа Нуреева, "превращает метафоры в движения".

14-15 октября в 19.00 в театре "Дайлес" и 17 октября в 19.00 в Театральном доме Jūras vārti (Вентспилс) будет показан легендарный спектакль "Волки и овцы" московской "Мастерской Петра Фоменко".

На вопрос о том, в чем загадка долгой и счастливой жизни этой удивительной постановки, исполнительницы главных женских ролей Полина Кутепова и Галина Тюнина, не сговариваясь, ответили: "Это судьба". Судьбе было угодно, чтобы на курсе Петра Наумовича Фоменко собрались идеальные актеры для комедии Островского "Волки и овцы". Судьба сделала им подарок, позволив после учебы остаться вместе и показать свои работы всему миру. Судьба не смогла уберечь от потерь — горевать по своему великому учителю, а еще по ушедшему в самом расцвете лет Юрию Степанову (игравшему в "Волках и овцах" Лыняева), "Мастерская" будет всегда. Но запасы жизненных сил спектакля "Волки и овцы" не иссякли. Он жив, он по-прежнему искрится юмором, восхищает изобретательностью мизансцен, фантастическим мастерством актеров и поразительной слаженностью ансамбля. Это настоящий, беспримесный шедевр комедийного жанра.

16 октября в 19.00 в театре "Дайлес" и 18 октября в 19.00 в Лиепайском театре — "Шведская спичка", Государственный Театр Наций, Москва.

Курс Олега Кудряшова в Российской академии театрального искусства (ГИТИС) знали в Белокаменной все, кто интересуется сценой. К сожалению, по окончанию учебы никто не дал ребятам и их педагогу, воспитавшему немало звезд, помещения и денег для создания собственной труппы. К счастью, Евгений Миронов, к тому моменту возглавивший Театр Наций, взял молодых коллег под свое крыло. Сначала в афишу вошли их дипломные "Снегири", а затем и "Шведская спичка", которую "кудряши" репетировали вместе со студентом-режиссером Никитой Гриншпуном друг у друга по квартирам. Юмористические рассказы Чехова "Супруга" и "Шведская спичка" усилиями задорной и талантливой команды превратились в детективный фарс. Этот на редкость жизнерадостный музыкальный спектакль очень полюбился публике, хотя медийных лиц среди актеров на моменты премьеры практически не было; исключение составляла разве что Юлия Пересильд. Ситуация меняется, талантливая молодежь берет одну высоту за другой. Евгений Ткачук, который играет в "Шведской спичке" главную мужскую роль, этой осенью появится на телеэкране в образе Григория Мелехова — именно его Сергей Урсуляк сделал центром новой экранизации романа Михаила Шолохова "Тихий Дон". А еще один участник спектакля, Павел Акимкин, зарекомендовал себя очень интересным композитором — в этом качестве он даже номинирован на национальную театральную премию Латвии Spēlmaņu nakts (музыка Павла звучит в постановке Лиепайского театра "Индулис и Ария").


21-22 октября в 20.00 и 23 октября в 20.00 Международный выставочный центр "Кипсала" станет площадкой для московской "Школы драматического искусства", и рижские театралы наконец-то познакомятся с творчеством Дмитрия Крымова — его спектаклями "О-й. Поздняя любовь" и "Сэр Вантес. Донкий Хот".

10 лет назад театральная Москва увидела "Недосказки", первый спектакль Дмитрия Крымова и его студентов, ахнула и, конечно же, стала искать, с чем бы его сравнить. Не нашла! А после второго потрясения — "Донкого Хота" — удостоверилась: искать ничего и не надо. Это авторский, неповторимый, ручной работы театр Крымова, сына великого режиссера Анатолия Эфроса и прославленного критика Натальи Крымовой. Театр художника, оформившего множество спектаклей отца и после его смерти удалившегося в мастерскую, как в монастырь. Возвращение было триумфальным. Набрав собственный курс в ГИТИСе, Дмитрий заразил юных сценографов желанием рассказывать волшебные истории, не прибегая к словам. Актеры появились в его постановках значительно позже, когда Крымов начал браться и за вполне "разговорные" пьесы (скажем, в основе "О-й. Поздняя любовь" лежит комедия Островского). Нет такого литературного материала, который в руках этого самобытнейшего режиссера не обогатился бы дополнительными смыслами и плотным визуальным текстом, игрой образов, метафор и фактур. Остается лишь позавидовать тем зрителям, которые своими глазами увидят это уникальное явление — театр Крымова.

Генеральными партнерами "Золотой Маски в Латвии" традиционно являются ПАО "Северсталь" и банк Rietumu. Фестиваль проходит при поддержке Министерств культуры Латвийской Республики и Российской Федерации, Рижской думы, Лиепайской думы, Вентспилсской думы, Государственного Фонда культурного капитала Латвии, Союза театральных деятелей России, Латвийской железной дороги и Управления Рижского Свободного порта. Генеральный информационный партнер — Первый Балтийский канал.



оригинальный адрес статьи