Театральная компания ЗМ

Пресса

24 марта 2016

Уроки воспитания

Александра Солдатова | Газета «Экран и сцена»

“Золотая Маска”-2016

Программа “Детский Weekend” театрального фестиваля “Золотая Маска” собирает лучшие спектакли страны для маленьких зрителей. В этом году москвичи смогли познакомиться с постановками из Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга, Рязани, Ижевска и Новосибирска. Всего было показано 11 работ, некоторые из которых можно увидеть в столичных театрах и вне фестиваля: “Альма и Брут” на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда, “Пингвины” в МТЮЗе, “Денискины рассказы” в РАМТе и “Сын Великана” театра “Снарк”. О трех гастрольных постановках в режиссуре Полины Стружковой, Галины Бызгу и Екатерины Гороховской – в обзоре “ЭС”.

“Король Матиуш”, режиссер Полина Стружкова, театр “Глобус” (Новосибирск). 12+

Януш Корчак, выдающийся польский писатель и педагог, в творчестве часто обращал внимание читателей на ущемление прав ребенка. Дети живут в условиях подавления воли, постоянно слыша о том, чего им делать нельзя. “Как же мы надеемся вырастить из них свободных людей?” – спрашивал легендарный воспитатель, защищавший детей не только словом, но и делом.

Нарушение запрета взрослых и последствия этого поступка – сюжет миллионов сказок по всему миру. Поиск компромисса между рациональными правилами и преображающей творческой энергией ребенка стал на “Детском Weekend’е” сквозной темой. Есть она и в грандиозного масштаба “Русалочке” Романа Феодори, и в скромном моноспектакле “Сын Великана” Юрия Алесина. Но больше других запоминается остро полемичная постановка Полины Стружковой по двум повестям самого Януша Корчака: “Король Матиуш Первый” и “Король Матиуш на необитаемом острове”.

По сюжету, корона от монарха переходит по наследству сыну, и маленький мальчик сразу рвется в бой с несправедливым мироустройством. Он принимает вызов соседних держав и сам ведет войско на войну. Опьяненный победой, правитель проводит серию либеральных реформ для детей, что последовательно приводит к анархии, политическому перевороту и военной диктатуре завоевателей. Но в спектакле, в отличие от книжки, все кончается благополучно. Матиуш, благодаря друзьям, свергает диктатора и реализует утопическую модель безвластия, где каждый гражданин – немножко король, не по закону, а в силу естественного благородства души.

Политическая сказка Корчака в интерпретации Полины Стружковой до поры до времени притворяется традиционным детским спектаклем большого формата. Красочные костюмы и декорации художника Марии Кривцовой предлагают оптику наивного взгляда на мир, где люди просто обязаны стать счастливыми и свободными. Актерские образы ироничны, все персонажи, включая министров и солдат, ведут себя, как дети. Отстраниться от сопереживания героям и проанализировать происходящее зрителям помогает рамка “лекции”, которую “читает” актер Александр Варавин. Его Профессор – единственный неподдельный взрослый во всей этой истории. В момент наивысшего напряжения, когда на Матиуша направ-лен десяток солдатских винтовок, он останавливает события и адресует вопрос в зал: “Кто виноват в случившемся”?

Градусом дискуссии во время представления и на обсуждении “Король Матиуш” напомнил “Врага народа” Томаса Остермайера, поставленного в берлинском “Шаубюне” и показанного на фестивале “Территория” в 2014 году. С той разницей, что на спектакле “Глобуса” строгими критиками реальности выступали дети, новое поколение зрителей. “Во всем виноваты министры!” – кричали одни. “Нет, виноваты все вместе, само общество”, – рассудительно отвечали другие. До истины, кажется, так и не договорились, из театра каждый ушел со своей правдой.

“Малыш и Карлсон”, режиссер Галина Бызгу, театр “Мастерская” (Санкт-Петербург). 6+


Еще один любопытный участник детской программы приехал из Санкт-Петербурга (в апреле постановку можно увидеть в программе Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей “Арлекин”). Режиссер Галина Бызгу смешно и с драйвом поставила с молодежной труппой театра “Мастер-ская” Астрид Линдгрен. Получилась настоящая комедия для тех, кто уже чувствует себя невероятно “крутым”, но “Малыша и Карлсона” пока смотрит с интересом. Взрослых на показе в Москве дуракаваляние, не прекращающееся два с лишним часа, слегка утомило, но детей держало до самого финала. Особой “крутизны” действу добавляли треки кабаре-панк группы The Tiger Lillies, брутальная небритость Карлсона и три правила закрытого клуба летчиков, заимствованные у “Бойцовского клуба” Паланика.

Андрей Горбатый (Малыш) и Георгий Воронин (Карлсон) гримасничают, у них “детские” голоса и дефекты дикции, но типичные для ТЮЗа приемчики органично встраиваются в карикатурную картинку. В спектакле подвижная мультяшная сценография: цветные пуфы-кубики, картины на липучках. Актеры запускают над головами зрителей лампы на длинных проводах – вот вам и иллюзия полета, а из стен детской достают кирпичные крыши Стокгольма для совершения ночных прогулок.

Между тем, веселый спектакль Галины Бызгу полезен и родителям, ведь рассказывает про ребенка важные вещи. Во-первых, одиночество и скука его гораздо мучительнее, чем у взрослых, и приводят к большим разрушениям. Появление Карлсона означает бунт послушного Малыша против невнимания любящей семьи. “Пошалим?” – предлагает симпатичный малознакомый мужчина с пропеллером, и все домашние правила становятся неважны. Паровая машина взрывается, картины летят со стен, расстраиваются свидания старшей сестры, а противные домомучительницы сходят с ума.

Во-вторых, если чадом не занимаются родители, им обязательно займется кто-то другой. Возможно, весьма опасный тип. Карлсон по-панковски презирает “материальные ценности”, но при этом обирает доверчивого Малыша до нитки. В спектакле это показано довольно жестко и акцентируется интермедией перед началом, когда стокгольмские мошенники развлекают публику предложениями товаров и услуг. У Линдгрен все кончается хорошо, родители знакомятся с Карлсоном и больше не пренебрегают проблемами Сванте, но в жизни подобные ошибки редко обходятся благополучно.

“Соломенные ребятишки”, режиссер Екатерина Гороховская, Театр юного зрителя имени Ю.П. Киселева (Саратов). 3+

Екатерина Гороховская тоже опытный мастер современного детского театра, одна из лучших в жанре. В 2014 году на “Золотую Маску” привозили ее “Гадкого утенка” из Молодежного театра Алтая, а сейчас в программу включили “Соломенных ребятишек” из Саратова. Спектакль камерной сцены для зрителей от 3 лет идет всего-то 40 минут, но демонстрирует театр настолько выверенный актерски и режиссерски, музыкально и визуально, что каждой минуте сценического действия внимаешь с огромной зрительской благодарностью. Задача, стоявшая перед создателями: “Ввести ребенка в мир театра, сохраняя вкус и оберегая душу”, – реализована на сто процентов.

Постановка напоминает настроением первые утопические минуты “Одной абсолютно счастливой деревни” Петра Фоменко. Деревенскую сказочку Екатерина Гороховская сочинила по мотивам русского фольклора, и спектакль получился о самом главном: о доме, семье и любви. Есть Бабушка (Ольга Логинова) и Дедушка (Алексей Чернышев). Ее ромашки на переднике рифмуются с его, запутавшимися в бороде. Он танцует – она смеется. Она плачет – он переплывает лоскутную реку слез, чтобы ее утешить. Когда Бабушка от горя не сможет больше улыбаться, Дедушка смастерит для нее из соломы сына и дочку. Соломенным ребятишкам будут разрешать все на свете, они вырастут в любви и согласии, а повзрослев, уйдут. Вот и весь сюжет – модель семьи сказочной и гармоничной, заразительное послание не только детям, но и взрослым.

Прелесть “Соломенных ребятишек” еще и в ощутимой театральности языка. Тут имеются и традиционное для камерных детских постановок общение с залом, и формальные фокусы, понятные даже малышу. Музыканты по краям сцены заполняют актерские этюды музыкой и живыми звуками, а актеры, например, ненароком угощают ребят невидимыми семечками или просят бросить в горшок невидимую крупу. Дети в игру сразу включаются, но при этом остаются на своих местах, а значит, спектакль не разрушается чрезмерным интерактивом. Чем дальше, тем волшебства становится больше: на стенах вырастают тени трав и цветов, а потолок затягивает звездный шатер небосвода. На сцену малышня высыпает только в конце, чтобы сделать соломенные фигурки кукол и унести кусочек сказки домой.



оригинальный адрес статьи