Театральная компания ЗМ

Пресса

16 февраля 2017

10 самых интересных спектаклей детской программы «Золотой Маски»

Катерина Антонова | Интернет-издание «Mel»

7-19 марта в Москве пройдёт Детский weekend «Золотой маски», в афише которого собраны самые интересные и необычные спектакли прошлого сезона. Катерина Антонова выбрала постановки, от которых ждёшь не только и не столько развлечения, но повода для серьёзного разговора с ребёнком о чём-то важном для вас обоих.

Сначала — та часть афиши Детского weekendʼа, которую можно обозначить возрастным цензом «8+». В ней, помимо экспериментов и поисков смысла, много желания говорить со зрителями на равных, уважительно и откровенно, не скрывая собственных страхов и не боясь задавать не всегда удобные вопросы.

«Кролик Эдвард», РАМТ
Вот, например, «Кролик Эдвард» по сказке Кейт ДеКамилло, поставленный в РАМТе Рузанной Мовсесян. При всей простоте и ясности изложения истории потерявшегося фарфорового кролика, который странствует по миру, при ошеломительных спецэффектах, которые производят впечатление даже на бывалых театралов, этот спектакль совсем не развлекает. Он втягивает, вбирает зрителя в себя, мягко, но властно, как хорошая книга, подводит к мысли, что в мире далеко не всегда всё солнечно и улыбчиво. По-разному в мире бывает, потому что сам мир — разный. В нём есть нежность и жестокость, безразличие и преданность, ненависть и любовь.

Он ничему не учит, рамтовский «Кролик Эдвард», но после него вряд ли ребёнок сможет сломать любимую игрушку младшей сестры. Этот спектакль утончает, обостряет восприятие действительности, показывает те её стороны, которые далеко не всегда мы — и наши дети — хотим видеть, но без которых стали бы бездушными созданиями. Возможно, именно после «Кролика Эдварда» с ребёнком можно впервые заговорить о благотворительности и приютах, о помощи тем, кому совсем плохо, и о принятии тех, кто не соответствует никаким стандартам.

«Фабрика слов», Театр им. Маяковского
В спектакле «Фабрика слов», которая идёт в филиале Театра имени Маяковского (Сцена на Сретенке), главные герои тоже отверженные. Бедняки, живущие под ржавыми трубами в мире, где произносить слова могут позволить себе только богатые. Поэтому им остаётся лишь причмокивать и заикаться, обменивась друг другом недословами и междометиями. Но тем больше места в жизни героев занимают чувства и мечты, переживания и надежды, забота друг о друге и внимание к тем, кому ещё хуже. В этом спектакле соединились клоунада и достоевщина, откровенная буффонада и чёрный юмор. После этого спектакля начинаешь иначе относиться к возможности произносить слова без остановки и без смысла. Пусть ненадолго, но хочется помолчать, чтобы сохранить внутри что-то важное.

«Своими словами», Школа драматического искусства
Зато как щедро сыпят словами, фразами, цитатами и целыми стихотворными строфами в спектакле Дмитрия Крымова, который он поставил в Школе драматического искусства по мотивам пушкинского «Евгения Онегина». Он и называется соответственно — «Своими словами». И явно рассчитан на тех, кто этого самого «Онегина» читал и желательно не раз. Потому что иначе не считаешь игру смыслов и цитат. Не увидишь, как сквозь актёрские этюды и показы, наброски и пробы, обрывки цитат и стихов прорастает, объединяя всех зрителей, некий условный мир Пушкина, свод культурных ассоциаций и комплексов, по наличию которых мы в любой загранице всегда отличаем «своих» от «чужих». Почти целиком этот свод явлен у Крымова, и приобщить к нему ребёнка, сделать его «своим» для русской культуры — ценная возможность.

«Сказка с закрытыми глазами. Ёжик в тумане», Московский театр кукол

«Сказка с закрытыми глазами. Ёжик в тумане» — это спектакль, который можно смотреть во все глаза, а можно их закрыть и слушать сказки Сергея Козлова. От них хочется то плакать, то вспоминать, как летом катался на велосипеде и был счастлив, то жалеть себя, то давать клятвы никогда больше никого не обижать. Слов здесь много — так же много, как у Козлова, которого почти не сокращали, но столь же важными, как и слова, является в этом спектакле запах свежезаваренного чая и серый цвет тумана, который поглощает весь мир.

«Чик. Гудбай, Берлин!», Красноярский драмтеатр им. Пушкина

Наособицу стоит в Детском weekendʼе спектакль красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина «Чик. Гудбай, Берлин!», который создан для того, чтобы подростки и родители подростков смотрели его вместе. Возрастной ценз «16+». История для тех, кто уже заканчивает школу, и не только «Евгения Онегина» прочёл, но, скорее всего, и нецензурные стихи Пушкина тоже. Потому что речь в нём идёт о том, как совсем молодые люди — ровесники тех, кто в сидит в зрительном зале, — ищут себя, убежав из школы и наплевав на все правила. Они экспериментируют и пробуют мир на вкус и на ощупь, бросают вызов устоям, которые навязывали им всю их школьную жизнь, и сквозь собственные страхи и комплексы прорываются к тому, о чём мы все мечтаем в любом возрасте: к свободе и к самим себе.

Для детей помладше — лет от четырёх и до восьми — на Детском weekendʼе приготовили спектакли, в которых, опять же, очень важными оказались именно взаимоотношения со словом.

«Сказка о рыбаке и рыбке», Томский театр куклы и актёра «Скоморох»
Например, в спектакле «Сказка о рыбаке и рыбке» по сказке Пушкина Театра куклы и актёра «Скоморох» из Томска слов нет вообще. Поэтому было бы хорошо, если бы зрители, даже самые маленькие, знали сказку, чтобы иметь возможность соотнести то, что они увидят на сцене в чёрном кабинете, с тем, что им читали на ночь. А увидят они много занимательного и хорошо придуманного. Неслучайно спектакль не просто привезли на Детский weekend, но и выдвинули на премию «Золотую маску» в трёх номинациях: лучший спектакль театра кукол, лучшая работа художника и лучшая работа режиссёра.

«Сказка о царе Салтане», Пермский «Театр-Театр»
«Сказка о царе Салтане» (всё того же Пушкина) пермского «Театра-Театра» рассказана так, словно все мы — на ярмарке, вокруг водят хороводы и играют во всякие народные забавы. Поэтому здесь, в этом пространстве, можно дополнить поэтические строки частушками, включить в ткань рассказа святочные колядки и увидеть, как подходит вся эта ярмарочная стихия пушкинской сказке.

«Крошечка-Хаврошечка», Кемеровский Театр кукол им. Аркадия Гайдара

А «Крошечка-Хаврошечка» театра из города Кемерово — это уже просто народная стихия, без всякого Пушкина. История о недотёпе Хаврошечке, её мачехе и трёх сёстрах, а также её женихе и матушке-корове рассказана так, что сохранены все довольно страшные, как это часто бывает в народных сказках, детали сюжета и оставлено место для театральных чудес вроде превращения рогов матушки-коровы в месяц на небе.

«Разноцветные сказки», Театр кукол Екатеринбурга и «Цыплёнок», Петербургский театр Karlsson Haus
«Малышовая» часть Детского weekendʼа — это два спектакля: «Разноцветные сказки» Театра кукол Екатеринбурга и «Цыплёнок» питерского Karlsson Haus. Оба спектакля подтверждают давно известное правило: хороший беби-театр живёт в камерных пространствах. Поэтому никакого громкого звука, чрезмерно яркого цвета, слишком агрессивного действия. Всё спокойно, мягко, так, чтобы не оглушить, а подманить, не покорить, а приласкать, не испугать, а заинтриговать. В «ползунковых» спектаклях Детского weekendʼа эти правила соблюдены скрупулёзно и талантливо. Поэтому если вы хотите не только показать ребёнку, что такое театр, но и увлечь его театром, стоит пойти на оба названия, тем более что в афише они стоят так, что можно посмотреть их, не нарушая главное правило беби-театра: один день — один спектакль.


оригинальный адрес статьи