Театральная компания ЗМ

Пресса

28 февраля 2017

«Золотая Маска». День четвёртый

Ольга Завалишина | Интернет-издание «КультМск»

27 февраля на сцене театра имени Мейерхольда, показом спектакля «Догвиль» пермского академического Театра-Театр в постановке Андреаса Мерц-Райкова открыла внеконкурсная программа Золотой маски 2017 – Маска Плюс.

Сцена усыпана темной щепкой, внешне напоминающей древесный уголь. Такие, едва блестящие темные насыпные кучи, до сих пор можно встретить летом в деревнях краснодарского края. По подобному покрытию сложно ходить, нужно быть предельно осторожным, чтобы не набрать полные ботинки щепы и не поранить ноги. Жители маленькой горной деревушки Догвиль двигаются осторожно, у них беспокойные лица, им невозможно доверять, кажется в подвалах у этих людей спрятаны расчлененные трупы.

Дом обозначен деревянным каркасом, всё у всех на виду, даже штора-перегородка не скроет актеров от зрителей, камера все зафиксирует и выведет на черное полотно задника сцены. Эта маленькая деревня совсем не выглядит тихой и уютной, скорее это последнее место на земле, где захочется оказаться человеку с минимально выраженным инстинктом самосохранения.

В самом начале спектакля Том, который называет себя писателем по призванию, собирает жителей, чтобы поговорить с ними о принятие, о помощи ближнему. Его слова пугают людей, взгляды становятся еще настороженней. Именно в этот момент и появляется шикарно одетая девушка по имени Грейс (Ирина Максимкина). Она бежит от гангстеров и нуждается в помощи, Том сияет от радости – вот шанс для жителей проявить себя, показать насколько у них чистые души.

Грейс выглядит очень наивной и открытой молодой женщиной, она готова трудиться за гроши и испытывает истинное счастье от того, что помогает людям. Но в этом заброшенном месте не могло всё закончится хорошо. Сначала люди обходительны и вежливы, спустя же небольшой срок их взгляды становятся требовательными, а тон нервным.

Когда в маленькую лачужку, где ютится Грейс влетает Лиз, чтобы поделиться наблюдениями, как на неё, новую жительницу Догвиль, смотрят мужчины. Она осыпает Грейс комплиментами, говорит, что раньше была на её месте, вот только отчего-то завидовать ни одной из них не хочется... В голосе мисс Хэнсон столько ужаса, что невольно начинаешь думать, а хорошо ли в этой деревне вообще обращаются с молодыми симпатичными девушками?

Когда в городе появляются плакаты с информацией, что Грейс ограбила банк и разыскивается полицией, жители уже не очень привязаны к ней. Карточный домик начинает сыпаться, темная сторона каждого персонажа выползает наружу. Ирина Максимкина играет вполне обычную девушку, она кокетничает с Томом, строит глазки Чаку, пытается вызвать симпатию и доверие у Веры. Она обычная нормальная девушка, которая попала в "чёрную дыру" и пока еще не знает об этом.

Андреас Мерц-Райков делает остальных персонажей истории немного картонными и абсолютно лишенными привлекательности. Они с самого первого мгновения не располагают к доверию, но достойны ли она расправы? Возможно Достоевский был прав, за каждым преступлением следует наказание, и Грейс тоже рано или поздно ответит за содеянное, но финальная сцена говорит и о другом. Пули летят в зрителей, в безмолвных соучастников всех происходящих жестокостей в этом мире. В тех, кто смотрит из-за угла и не решается прекратить насилие. "Это же чужое дело, а мы в чужие дела не лезем", говорили жители деревни еще до того, как совершили все свои нелицеприятные поступки, а "не лезть в чужое дело" и быть равнодушным, не первый ли это кирпичик, выдернутый из фундамента благополучной счастливой жизни общества?

оригинальный адрес статьи