Театральная компания ЗМ

Пресса

22 мая 2017

«Золотая Маска»: Толстовская семья и ее гении

Лиза Лизина | Интернет-издание «Коммерческие вести»

Московский академический театр им. Владимира Маяковского представил на сцене Омского драматического спектакль «Русский роман»

Она, конечно, центр этого действа, его нерв. Она — это великолепная актриса Евгения СИМОНОВА в спектакле «Русский роман», который поставил Миндаугас КАРБАУСКИС по пьесе Марюса ИВАШКЯВИЧУСА. Она же графиня Софья Андреевна Толстая, которая юной Соней Берс вышла замуж, рожала детей, не один раз переписывала великие романы. Молоденькой женой простодушно сетовала в дневнике 1862 года: «... я вдруг почувствовала, что он и я по разным сторонам, т. е. что его народ не может меня занимать всю, как его, а что его не может занимать всего я, как занимает меня он. Очень просто. А если я его не занимаю, если я кукла, если я только жена, а не человек, так я жить так не могу и не хочу».

Сможет и захочет, но это дорого обойдется ей, любившей гения и прожившей с ним без малого полвека. Открытый дом, немалое хозяйство, набирающая силу слава мужа. Посетители, ходоки, последователи, поклонники, любопытствующие и страждущие — все они годами роились вокруг Ясной поляны. Максим ГОРЬКИЙ графине не симпатизировал, но признавал, что «каждая муха стремилась оставить след свой в жизни и в памяти Толстого, и среди них были столь назойливые, что вызвали бы ненависть даже в любвеобильном Франциске Ассизском. Тем более естественно было враждебное отношение к ним Софьи Андреевны, человека страстного».

Да, Софья Андреевна была страстной и ревновала. Бесовка Аксинья, когда-то приходившая в господский дом мыть полы, так и не даст ей покоя, ведь ревность срока не имеет. Насмешливую эту Аксинью в старости, равно как и статуарного друга семьи Черткова сыграет Татьяна ОРЛОВА. Бесы, они, надо думать, единой природы, так что и отметка у них в спектакле есть: красный платок. Режиссер намеренно притушит яркую, взрывную орловскую индивидуальность, так что у Софьи Андреевны в поединке с хладнокровными бесами шансов не останется.

Глядя же на игру Евгении СИМОНОВОЙ в роли графини Толстой, невольно поддаешься природному обаянию личности Софьи Андреевны, ее тонкому шарму и какой-то удивительной детскости, которая дается чистотою помыслов и глубиной самоотречения. Таковой ли была в реальности Софья Толстая, каждый решит для себя сам. Ведь, как известно, все закончится плохо: муж навсегда уйдет из дома октябрьской ночью, а жена будет метаться в тоске и отчаянии.

В этом спектакле большой формы всем найдется место: и Кити, и Левину, и несчастной Анне с ее двумя Алексеями (на фото внизу), и детям толстовским. Дочь Сашу, запутавшуюся в семейных скандалах, мать погонит из дому. Сын Лев Львович будет слать матери письма из-за океана и подписываться Лев Толстой. На исходе этой семейной саги, подробно и методично разыгранной в аскетичных декорациях, ее создатели дадут Софье Андреевне покой. Она-то и соберет этот мозаикой составленный из отдельных картин спектакль в историю жизни.

Примечательно, что на сцене Омского драматического спектакль о последних годах Льва Толстого, что называется, уже имел место. Он был поставлен в 1973 году режиссером Яковом КИРЖНЕРОМ по пьесе Даля ОРЛОВА и назывался «Ясная поляна». Роль Льва Толстого сыграл омский премьер Александр ЩЕГОЛЕВ. Как утверждала тогда «Комсомольская правда», Лев Николаевич Толстой как действующее лицо драмы впервые на советской сцене появился именно в спектакле Омского театра. Драматург Даль ОРЛОВ, по его собственному утверждению в книге «Место явки — стальная комната», пять лет пропахивал толстовские тексты с параллельным чтением дневников, писем, мемуаров. Драматург Марюс ИВАШКЯВИЧУС в одном из интервью пояснил, что поначалу вдохновился документальным фильмом BBC о Толстом, а потом в процессе работы прочел все, что о нем написано, а «такой литературы страшное количество». Вот такая она, вечная классика.

оригинальный адрес статьи