Театральная компания ЗМ

Пресса

10 декабря 2008

Примерка "Золотой Маски"

Ольга Егошина | Новые известия

Вчера в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко прошла пресс-конференция оргкомитета «Золотой маски», на которой были оглашены номинанты на главную театральную премию России по итогам сезона 2007–2008 годов. Главными претендентами и в драматических, и в музыкальных номинациях в этот раз выступают питерские театры.

Если, глядя на кольца пня, можно определить засушливые и урожайные годы, то, рассматривая списки номинантов «Золотой маски», можно определить «хорошие» и «плохие» сезоны, определить, какие именно имена и формы были наиболее актуальны в тот или иной временной промежуток. Главная и самая важная тенденция прошлого сезона: неожиданный взлет интереса к большой сцене. Устав от «спектаклей в лифте» наши режиссеры явно соскучились по возможностям «большой формы». В результате количество номинантов в разделе «Спектакль большой формы в драме» оказалось самым многочисленным, опередив даже традиционно многофигурные балетные и оперные номинации.

Вторая тенденция, которую позволяет выявить список номинантов, свидетельствует о падении театрального престижа Москвы. Москва давно уступила звание театральной столицы Петербургу, но теперь она уступает и провинциальным коллегам. Скажем, в номинации «Большой формы» провинция представлена аж четырьмя наименованиями: «Войцек» из барнаульского Театра драмы, «Максар. Степь в крови» из Улан-Удэ, «Полковник-птица» из самарского Театра драмы и «Чайка» из Красноярска. При том, что в списке всего два московских драматических спектакля – «Берег Утопии» в РАМТе и «Бесприданница» в Театре П.Фоменко. При том, что из Петербурга приедут четыре названия: «Бесплодные усилия любви» в МДТ, «Дядюшкин сон» в БДТ и «Женитьба» и «Чайка» в Александринке. Нетрудно быть пророком, чтобы предсказать, что именно среди представителей питерского золотого театрального треугольника и разыграются основные коллизии выбора жюри.

В «Малой форме» шансы москвичей смотрятся несколько предпочтительнее: три московских спектакля («Роберто Зукко» в ТЮЗе, «Шведская спичка» в Театре наций и «Битва жизни» в «Студии театрального искусства) против двух питерских спектаклей («Дама с собачкой» в БДТ и «Русское варенье» в Театре сатиры) и одного провинциального спектакля «Человек-подушка» из Екатеринбурга.

Явно падает интерес к «экспериментальным» формам. В конкурсе «Эксперимент» заявлены всего четыре названия. Из них два московских: «Ликвидация» театра LIQUID и «Путешествие квадратика» Тотального театра Вячеслава Колейчука, – и два провинциальных: «Каприч`ио» курганского Театра кукол и «Милосердный богатырь» якутского ТЮЗа.

В балете явно лидирует Большой театр, представленный тремя названиями: «Пламя Парижа», «Сильфида» и «Урок». А вот в опере спектакли Большого театра впервые за долгие годы отсутствуют. При том, что его постоянный соперник – Мариинский театр представлен «Братьями Карамазовыми» и «Очарованным странником». Столицу в опере представляет Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко («Майская ночь») и Фонд «Русское исполнительское искусство» («Человеческий голос»). Провинция также представлена двумя наименованиями: «Александр Македонский» в якутском Театре оперы и балета и пермским «Орфеем».

Некоторое оживление на пресс-конференции вызвало сообщение о том, что в номинации «Оперетта/мюзикл» среди номинантов присутствует драматический театр. Музыкальный экспертный совет решил отметить новую тенденцию постановок мюзиклов на драматической сцене, включив в состав номинантов «Конька-Горбунка» МХТ им. Чехова.



Однако при всей представительности основной программы фестиваля не меньшего внимания зрителей заслуживают off-программы «Золотой маски». Кроме традиционных «Премьер Мариинского театра в Москве» и программы Russian Case, оргкомитет фестиваля специально к 15-летию «Маски» представляет программу «Маска Плюс», куда войдут постановки, не попавшие в основную программу, но тем не менее заслужившие внимание экспертов. А самым пафосным проектом фестиваля остаются «Легендарные спектакли и имена ХХ века». В этом году в Москву приедут постановки Push Сильви Гиллем и Рассела Малифанта, Last Touch First Иржи Киллиана. И наконец, недавняя премьера Уильяма Форсайта (отмечающего в 2009 году свое 60-летие) Impressing The Czar. Приятно сознавать, что в условиях мирового финансового кризиса столь впечатляющие проекты возможны и реальны.

оригинальный адрес статьи