Театральная компания ЗМ

Пресса

27 октября 2019

Режиссер Дмитрий Крымов: искусство — это не спорт, в нем не надо быть первым

Александр Лукьянов | Интернет-издание Sputnik

Гостем Таллинна в эти октябрьские дни стал известный российский режиссер Дмитрий Крымов. В его постановке Московский художественный театр имени Чехова (МХТ) в рамках фестиваля "Золотая Маска в Эстонии 2019" показал спектакль "Сережа".

Эстонскую столицу посетил российский режиссер Дмитрий Крымов. Его спектакль "Сережа", поставленный в Москве на сцене МХТ, был показан на фестивале "Золотая Маска в Эстонии". После спектакля режиссер ответил на вопросы корреспондента Sputnik Эстония.

Год назад режиссер покинул театр "Школа драматического искусства", где у него многие годы была своя творческая Лаборатория Дмитрия Крымова. В ней он поставил более 20 спектаклей с участием молодых актеров, недавних выпускников театральных вузов. Спектакль "Сережа" по "Анне Карениной" — новая работа Крымова, которую он осуществил вне Лаборатории с артистами МХТ.

Как рождается творческая Лаборатория
По словам Дмитрия Крымова, Лаборатория научила его делать спектакли в дружбе и любви с актерами. И по-другому ему работать не хочется. Это и есть Лаборатория — когда доверяешь, уважаешь и любишь тех, кто рядом.

"Это не отметает каких-то трудных моментов, размышлений, напряженной работы. Но потом все должно легко смотреться. Во-всяком случае, такой стиль мне больше нравится", — объяснил Крымов.

Лаборатория для него — больше, чем просто место: это друзья по творчеству или незнакомые люди, которые постепенно становятся друзьями. Когда работа над спектаклем начинается с незнакомой компанией — это еще никакая не Лаборатория. Просто режиссер пришел в новую компанию.

Постепенно он вместе с художником и композитором из прежней команды заражает ее определенными отношениями. И наступает момент, когда эту новую компанию он может назвать своей Лабораторией.

"Спектакль, который вы видели вчера с участием актеров МХТ, — это моя Лаборатория. Если я сейчас обзвоню их и скажу, что у меня есть новая мысль, поэтому по магазинам не бегайте, а приходите в театр, мы поменяем одну сцену — я вас уверяю, они все придут. Это и есть Лаборатория", — заметил Крымов.

Когда в своем прежнем театре ("Школа драматического искусства") он понял, что на его зов они, условно говоря, не придут или пойдут куда-то, куда он попросил не ходить, стало ясно, что Лаборатория закончена.

Покидая "Школу драматического искусства", Дмитрий Крымов как раз заканчивал "Сережу" в МХТ и еще ездил на гастроли со спектаклем "БеЗприданница", поставленным на сцене "Школы". Каких-то иных планов у него на тот момент не было. Выезд с "Сережей" на фестиваль "Золотая Маска в Эстонии" — это первая серьезная поездка режиссера с новым театром.

Собрался на гастроли — готовься к неожиданностям
По словам режиссера, на гастролях всегда сталкиваешься с проблемами. И конечно, лучше знать о них заранее.

"В МХТ есть замечательная заведующая постановочной частью Надя Быханова, которая такой дотошности и добросовестности человек, что ей вполне можно довериться. Но и то возникают неожиданности, которые мы, например, с помощью эстонских коллег — тьфу-тьфу-тьфу — благополучно разрешили", — рассказал Крымов.

Он имел в виду пол на сцене театра "Эстония", где показывали "Сережу". Его пришлось достраивать, чтобы закрыть оркестровую яму.

На гастролях участие в спектакле может принять и кто-то из местных актеров. Крымов рассказал, что в позапрошлом году, когда на "Золотую Маску в Эстонии" он привозил "Русский блюз", в его спектакле играл эстонский актер Эльмо Нюганен.

"Там был персонаж "переводчик спектакля", который переводил с русского на русский, такой бредовый театральный ход. И рядом с ним мы посадили Нюганена, который стал "переводчиком переводчика". То есть, сначала текст с русского переводился на русский, а потом на эстонский язык. Это напоминало цирк", — вспомнил Крымов.

Проблема любых фестивалей
Дмитрий Крымов не единожды становился лауреатом "Золотой Маски". Он напомнил, что в России это не только фестиваль, но и конкурс.

"Это здесь, в Эстонии, вы получаете сливки, но взбивают эти сливки в Москве. И кто-то не проходит отбор, кто-то расстраивается", — заметил режиссер.
С одной стороны, "Золотая Маска" — очень хороший фестиваль, в организации которого работают очень добросовестные в большинстве своем люди. Там действуют очень высокие критерии, и очень хорошие спектакли выходят на первый план.

"Но в последнее время я стал задумываться о другой стороне фестиваля, не только этого, но любого другого. А этого в особенности, потому что, чем известней фестиваль, тем больше амбиций у людей туда попасть, или расстроиться, потому что они туда не попали", — поделился своими мыслями режиссер.

И напомнил о Пушкине, который не участвовал в литературных конкурсах, а просто писал стихи. У него было только две премии — народная любовь при жизни и пуля за то же.

По мнению Крымова, фестиваль провоцирует некую "любовь к чинам", это неизбежное следствие любого фестиваля — Каннского, "Золотой Маски", Оскара. "Хочу быть заметной, буду делать так, чтобы меня заметили".

Была такая реклама, продолжил режиссер, — "Будь первым!" В искусстве она отвратительна. Не продукт отвратителен, который рекламируется, а смысл самого лозунга.

"Надо просто быть человеком, а не "быть первым". Быть первым — спорт, некая его разновидность, искусство же — это не спорт, а более широкое понятие. И проводимые фестивали что-то нарушают в спокойный структуре человеческого сознания, первобытной", — считает Крымов.

Когда кто-то рисовал камнем на скале бизона, он не думал, что ему за это дадут премию Кандинского. Но если открыть "Историю искусств", то этот рисунок в ней первый. Просто нужно понимать нерепутационную ценность премий, дающих понимание того, какое место в профессии ты занимаешь.

Две столицы, два театра
Слава богу, заметил Дмитрий Крымов, в Москве театр любят. В этом — отличие Москвы и вообще России, где театр исторически занимает в культуре очень важное место.

"Этого нет во многих странах, на которые мы молимся и хотим брать с них пример. В них театр не имеет такого значения, как у нас — почти официальное. В связи с чем у меня какая-то очень сильная гордость, от которой я бы не желал избавиться", — сказал Крымов.

Уже год или два его в Эстонию на постановку приглашает главный режиссер Таллиннского городского театра Эльмо Нюганен. Крымов с радостью отвечает "да", но выбраться из Москвы не просто. Его жизнь после ухода из "Школы драматического искусства" напоминает лесоповал: одна сосна валится, другую нужно подтащить. Какой-то хаос вокруг, и в Таллинн приехать не получается. Но он надеется.

"Мне очень нравится театр Эльмо, он мой друг. И Райво, директор театра тоже. И Анна, жена Эльмо. Это давние и теплые отношения с Эстонией и Таллиннским театром и лично с его режиссером", — признался Дмитрий Крымов.

Он рассказал, что к его "Сереже" в родной Москве отнеслись с большой симпатией. Поначалу он был в страхе, потому что публика в МХТ — не та привычная публика его спектаклей в "Школе драматического искусства" (молодая), это взрослая публика. Хотя, наверное, где-то на галерке и сидели молодые зрители.

"На спектаклях люди по-разному реагируют, иногда глухо, в другой раз четче, определеннее. Я из-за кулис слушал, как было в тот раз, и понимал, что люди, купив билеты и придя в МХТ, как чуткий прибор откликаются на постановку. Теперь я всех их могу причислить к "своим" зрителям", — признался Крымов.

На вопрос, скоро ли публика увидит что-то новое от Дмитрия Крымова, режиссер ответил, что увидит, но только не завтра. И не послезавтра. Может быть, через год, потому что к своему новому спектаклю он только подступает.

Работа режиссера отличается от работы композитора и художника. Они — индивидуалы, кооперативщики, а у режиссера — большой завод. И он не может сделать спектакль за репетицию, потому что очень много людей. Это и костюмы, и свет, и звук, и декорации. Разное совершенно сознание актеров.

"И пока ты их, как камушки в морской волне не обкатаешь, чтобы они принадлежали одному пляжу, пройдет время", — сказал Крымов.

Свою самую последнюю работу Дмитрий Крымов успел представить пока еще только зрителям Москвы. В день его юбилея (10 октября театральному режиссеру и педагогу исполнилось 65 лет), в Музее Москвы поклонников творчества Крымова ждал от него подарок — спектакль "Борис" по мотивам "Бориса Годунова" Пушкина — совместный проект продюсера Леонида Робермана и Музея Москвы.

оригинальный адрес статьи