Театральная компания ЗМ

Пресса

На «Золотой Маске в Эстонии»Театр Наций показал таллинцам своего «Горбачева»

Александр Лукьянов | Интернет-издание Spuntik

Артисты московского Театра Наций, которые показали на фестивале "Золотая Маска в Эстонии" свой нашумевший спектакль "Горбачев", рассказали Sputnik Meedia, что таллинцы стали первыми зарубежными зрителями, увидевшими пьесу о последнем генсеке КПСС и президенте СССР.

Спектакль "Горбачев", показанный российским Театром Наций в Таллине 18 и 19 октября в рамках фестиваля "Золотая Маска в Эстонии" на сцене национальной оперы "Эстония", стал одним из главных событий московского театрального сезона прошлого года.

Гастроли в Таллине стали первым зарубежным выступлением театра с этим спектаклем. Перед его показом режиссер "Горбачева" Алвис Херманис, а также исполнители главных ролей Чулпан Хаматова и Евгений Миронов рассказали корреспонденту Sputnik Meedia и другим журналистам о том, как возникла идея сыграть президента СССР, и как она осуществилась на сцене.

Херманис напомнил, как 13 лет назад он впервые поставил в Театре Наций свой спектакль "Рассказы Шукшина", завоевавший признание зрителей и ставший лауреатом премии "Золотая Маска". Театр, кстати, привозил его и на фестиваль "Золотая Маска в Эстонии". Новая постановка Херманиса родилась из его желания нового сотрудничества с актерами театра Хаматовой и Мироновым.  

В создании текста пьесы о первом и последнем президенте СССР, лауреате Нобелевской премии мира Михаиле Горбачеве латвийскому режиссеру помогал другой лауреат этой же премии, получивший ее совсем недавно, главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов. Друг Горбачева, он делился деталями из его биографии, которые нигде не описаны.

Трагическая фигура в истории России
"К предложению режиссера поставить пьесу о Горбачеве я отнесся с восторгом. Думалось, что в театре будет проведен кастинг на эту роль, потому что в первую секунду у меня и мысли не было, что я могу его играть. Горбачев — брутальный, у него низкий голос, а у меня — тенор, к тому же так много пародистов его пародирует. Чтобы не впасть в пародию, я долго боялся заговорить его голосом. Мне нужно было найти своего Горбачева", - рассказал Миронов.

Для актеров в их работе над спектаклем Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна оставались реальными людьми. Но одновременно это были и художественные образы, в которых отразилось отношение актеров к ним, их совместной любви, времени, в котором они жили.

Почему современная Эстония "стесняется" своего былого вхождения в СССР 
Для Чулпан Хаматовой Горбачев — человек, изменивший мир. Она благодарна ему за то, что в свои 14-15 лет росла в понимании того, что такое свобода — свобода передвижения, свобода слова. Одновременно можно согласиться с утверждением, что за каждым великим человеком стоит великая женщина.

"При этом мне не хочется поддерживать сплетни, когда говорят, что Раиса Максимовна руководила мужем. Конечно, ее мнение учитывалось, но решения Михаил Сергеевич принимал всегда сам, в этом у меня нет никаких сомнений. Раиса Максимовна успевала его подхватывать, когда он падал. Для меня она — трагическая фигура в нашей истории", - сообщила Хаматова. 

Хотелось отойти от официоза
По словам Миронова, первые репетиции пришлись на самое начало пандемии. Все сидели по своим квартирам и написанную Херманисом пьесу репетировали в интернете при помощи интернет-платформы для проведения видеоконференций.

При этом, работая над характерами и образами героев, у артистов появилась возможность дополнять действие еще какими-то интересными фактами и деталями.

"Образ Горбачева у меня выстраивался по его поступкам, начиная с раннего детства: отношения с матерью, отцом, дедом, бабкой, школьные годы, университетские. Открывались те, о которых я раньше не знал, но которые формировали характер Горбачева и позволяли ему потом поступать так, как он поступал, и смотреть на мир такими глазами, какими он смотрел. И все тогда встало на свои места. За три месяца мы как-то уже и заговорили", - продолжил Евгений Миронов.

Алвис Херманис объяснил, что, работая над спектаклем и понимая, что в зале будут сидеть зрители, у которых давно уже сложилось свое мнение о Горбачеве, как политическом деятеле и руководителе государства, он сознательно избегал ситуаций, провоцирующих возникновение полемики на тему о его роли в истории. При этом никто не станет отрицать, что судьба всех была бы иной, не будь Горбачева.

Гаспарян рассказал о том, как умирал СССР: это было сумасшедшее время
"Известно, кстати, что Горбачев до сих пор сожалеет о распаде Советского Союза. То, что на карте Европы вследствие этого появилось много новых стран, не было его планом — это побочный эффект, так сказать. Так получилось потому, что он включил зеленый свет и пришла свобода, гласность, люди сами стали думать, как им жить дальше. Но в свободе жить трудно, каждый сам должен разбираться со своей жизнью, за которую ответственность уже никто не несет, кроме него самого", - сказал режиссер.

Евгений Миронов добавил, что в спектакле, насколько это возможно, Горбачев не рассматривается как политик - в первую очередь, это человеческая история.

Да, хотелось показать, как Горбачев реагирует на Чернобыль, землетрясение в Спитаке, вывод советских войск из Афганистана, но режиссер все это из спектакля убрал. Постановка рассказывает о человеческих отношениях двух любящих друг друга людей, Михаила Сергеевича и Раиса Максимовны, какими они были в радости и горе. 

Не только политик, но и человек
"Я прекрасно понимал, что к спектаклю у всех будет разное отношение, но так и должно быть. В Москве его посмотрело большое количество людей, в том числе и политиков. У кого-то отрицательное отношение к Горбачеву осталось и после спектакля, но только как к политику, а не как к человеку. И есть общее понимание того, что эта история - об очень удивительных людях. Я же открыл для себя много качеств своего героя, говорящих о его порядочности", - сказал Миронов. 

Чулпан Хаматова заметила, что есть зрители, посмотревшие спектакль, которые поменяли свое мнение о Горбачеве. По крайней мере, спектакль заставил их задуматься о прошедшем, и они начали смотреть на политика другими глазами.

И надо отдать должное самому Михаилу Горбачеву: пока артисты репетировали пьесу, он ни разу не позвонил, не спросил - что в ней. Посмотрев же спектакль, остался очень доволен.

"Еще находясь в ложе, он показал большой палец. Я потом этот жест "украл" у него для спектакля и теперь использую. А потом мы общались, и он говорил хорошие слова. Он увидел свою супругу "живой" на сцене, в нескольких метрах от себя. "Невероятно похожа", - сказал он про Чулпан и очень хотел прийти второй раз, но из-за пандемии сделать это пока не удалось", - рассказал Миронов.

Он признался, что реального человека играть интересно, но одновременно и страшно, потому что реальный персонаж приходит на премьеру. У него таких случаев было три: писатель Александр Солженицын в телесериале "В круге первом" (персонаж, которого актер играл, практически, был им), впервые вышедший в космос Алексей Леонов в фильме "Время первых" и Михаил Горбачев в одноименном спектакле.

оригинальный адрес статьи