Театральная компания ЗМ

Пресса

20 октября 2022

«В театре Липовецкого нет четвертой стены»: в Петрозаводске продолжается фестиваль «Золотая маска»

Анна Гриневич | Сетевое издание «Республика»

На встрече с журналистами перед первым спектаклем «Мертвые души» артисты театра «Поиск» из Лесосибирска и режиссер Олег Липовецкий, которого хорошо знают в столице Карелии, поговорили о Гоголе, школьниках, о том, жулик ли Чичиков, и почему дилогия «Мертвые души» вряд ли сможет превратиться в трилогию.

18 октября в столице Карелии начались гастроли театра «Поиск» из Лесосибирска. На сцене Национального театра Карелии показали спектакль «Мертвые души» в постановке Олега Липовецкого, художественного руководителя театра «Шалом». На следующий день — спектакль «Мертвые души. Том второй».

На пресс-конференции Олег Липовецкий всё время корректировал мизансцену общения: перемещался в сторону, чтобы в кадр попадали все артисты, передавал слово то одному, то другому актеру. Было понятно, что сам он относится к исполнителям ролей в спектакле очень нежно. Сказал, что работа над постановкой проходила в любви, драйве и кайфе. Что Лесосибирский городской театр «Поиск» — уникальный коллектив, с которым хотят работать многие режиссеры. Что несмотря на небольшой штат (в театре работают 18 человек, из них артистов — десять), эти талантливые люди способны держать высокий уровень профессионального мастерства на протяжении многих лет.

На встрече вспомнили поход карельских зрителей за впечатлениями от спектакля «Мертвые души» в город Псков. Тогда зрители объединились, арендовали автобус и отправились в путешествие, чтобы увидеть роуд-муви по мотивам поэмы Гоголя, сочиненное Олегом Липовецким.

— Я очень благодарен фестивалю «Золотая маска», — сказал на пресс-конференции, а потом повторил на поклоне режиссер спектакля. — Благодаря ему мой родной город Петрозаводск увидит пару моих спектаклей, которые мне и самому нравятся, а это бывает редко.

По словам создателей спектакля, подготовительная работа над вторым спектаклем по «Мертвым душам» была более продолжительной, потому что, как мы помним, от второго тома поэмы остались только несколько глав. «Пришлось немножко повозиться (полгода), чтобы собрать все, чего недоставало. А то, что не собралось, придумалось на репетиции. Первый драфт пьесы занял 283 страницы. Перед постановкой осталось 42», — пояснил Олег Липовецкий.

Исполнитель роли Чичикова (и множества других ролей в спектакле) Олег Ермолаев на вопрос «ориентирован ли спектакль на школьников, изучающих поэму Гоголя на уроке литературы», ответил, что не факт, что школьная программа ориентирована на школьников.

— В вопросе изучения классики в школе много стереотипов. Только от учителя зависит, как он будет преподносить материал детям. Для большинства людей, проходивших в школе «Мертвые души», Чичиков — просто жулик. Я так никогда не считал. Наш учитель так преподнес этот образ, что у меня уже тогда сложилось ощущение, что Чичиков просто оказался во власти обстоятельств. Он то и дело попадает из одного капкана в другой и сам себя топит-топит, и в конечном итоге убегает. Мы не ставили целью разжевать материал для школьников. Мы делали тот спектакль, который нам хотелось сделать, — рассказал журналистам Олег Ермолаев.

О том, какой спектакль хотелось сделать режиссеру и артистам, коротко рассказал Максим Макаров. По его словам, в театре Липовецкого нет четвертой стены. «Зрители — это не инертная публика, а наш партнер на сцене», — сказал исполнитель ролей Плюшкина, Ноздрева, лакея Петрушки и других.

Все роли в спектакле играют три артиста, превращаясь то в одного, то другого персонажа. В поэтических сценах спектакля это трио превращается в Гнедого, Чубарого и Заседателя — коней из упряжки Чичикова.

— Идея поставить спектакль на троих — режиссерская. Три — это сакральное число, отсылает нас к «птице-тройке», превратившейся в известный образ, — пояснил на встрече Виктор Чариков, играющий в спектакле роли Коробочки, Собакевича, кучера Селифана и других.

Может ли в перспективе в театре «Поиск» появиться спектакль и по третьему тому «Мертвых душ», об идее и сюжетных ходах которого известно совсем немного?

— У Вахтангова есть гениальная формула: «время — автор — коллектив». По ней ты и выбираешь материал. Можно еще добавить сюда «место». Мне кажется, что когда вы посмотрите второй спектакль, то поймете, почему не будет третьего. Сейчас не время для третьего тома. Время остановилось на втором томе «Мертвых душ»», — ответил Олег Липовецкий. 

Спектакль «Мертвые души» стал номинантом премии «Золотая маска» в 2019 году. Прошедшее время не изменило его современного звучания, только усилило нашу рефлексию в некоторых моментах. В финале спектакля «Сережа» Дмитрия Крымова звучат вопросы на «закрепление материала», придуманные Львом Рубинштейном: «Что там было на катке, на балу, в поезде туда, в поезде обратно? Что там было?» Здесь вопросы наготово сочинил сам автор в отрывке про «птицу-тройку». Ответы на вопросы — наше «домашнее задание».

Спектакль длится три часа. Действие плотное, стремительное, не скучное. Каждый из артистов хорошо работает в назначенном ему амплуа. Все нервные, эксцентричные роли отданы Максиму Макарову, в паре с ним на контрасте работает Виктор Чариков — прекрасный комедийный артист. Между ними — мобильный, очень убедительный Олег Ермолаев, ведущий партию главного героя.

Режиссер ставит спектакль в фарсовом ключе, придумывает в каждой сцене свои трюки. Вот Плюшкин в инвалидном кресле ведет бесконечную беседу с Маврой, ритуально выступая абьюзером в этих немудрящих отношениях, которые не прерывает даже приезд Чичикова. Вот Ноздрев, находящийся перманентно «под спидами», играет в шашки с Чичиковым табуретками, и это на фоне разрывающих его противоречивых желаний даже не выглядит удивительно. Аплодисменты зала вызвали и сцены с набожной Коробочкой, всучивающей всем подряд пеньку и перья и приценивающейся к ценам на мертвых крестьян.

Вся сцена завалена реквизитом. Это пространство — одна большая комиссионка. Здесь есть и винтажные шмотки, и канделябры, и кальян, и старая мебель. Главным предметом барахолки становится книжка «Мертвые души» издательства «Азбука». Самое простое издание в мягкой обложке для массового чтения. Томик выступает и как текст, откуда периодически зачитываются отрывки из поэмы, и как икона, и как артефакт, связывающий нас и современников автора одной историей. В конце концов проданным (а значит востребованным) на этой распродаже оказывается только книга с бессмертным произведением Гоголя.

Петрозаводская публика спектакль приняла хорошо. Аплодировали стоя. На поклонах Олег Липовецкий поблагодарил «Золотую маску» за то, что спектакль удалось привезти в Петрозаводск и здесь его посмотрела мама режиссера.

Напомним, что региональная программа «Золотой маски» проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Генеральные партнеры программы — Фонд Михаила Прохорова, Сбер и ПАО «Северсталь». В Петрозаводске фестиваль проходит в десятый раз. Его главным организатором в столице Карелии выступает Музыкальный театр РК. В этом сезоне карельские зрители уже посмотрели спектакль «Сережа», который в начале октября привозил в Петрозаводск и Костомукшу МХТ имени Чехова.



оригинальный адрес статьи