Театральная компания ЗМ

Пресса

3 апреля 2023

То, чего так недоставало

Нина Малыгина | Интернет-издание «Недоросль»

Юбилейный 10-й Детский Weekend в 2023 году длился неделю, подарив зрителю возможность, при желании, увидеть максимальное количество спектаклей. Режиссеры восьми постановок, при очевидном разнообразии материала и творческих задач, выходили на общие тревожащие темы, выбирали во многом схожих героев, живых и ушедших, юных и возрастных, ребят и зверят.

В спектакле «Здесь был Кай» (Театр юного зрителя, Казань, режиссер Артем Устинов) главная героиня Герда так же, как ее сказочная тезка, отправляется на поиски брата. Ей предстоит одинокая дорога, отягощенная надеждой найти Кая живым. У Герды (Э. Рашитова) сжатые кулаки и колючий взгляд.

В самом начале звучит статистика: сколько и по каким причинам ежегодно пропадает детей. И становится ясно, что Снежная королева никак не будет замешана в исчезновении мальчика. Черты ребенка немедленно становятся приметами, а фото расходится на ориентировки.

Сценическое пространство – зыбкое, неверное, враждебное для всех без исключения. Все, что могло быть достопримечательностями, становится местностью, расчерченной на квадраты. Необходимо отработать каждый маршрут.

Чертоги Снежной королевы залиты черным цветом и пугающе обыденны – пронизывающий ветер, ранние сумерки и снег, которые сулят не детские забавы, но гибель от переохлаждения.

Упорство Герды, с которым она продолжает путь, граничит с фанатизмом. Девочка с тугими косами, одетая по-походному, проживает все стадии принятия горя. Заговаривает с рекой и пытается выменять свои башмачки (на самом деле – треккинговые ботинки) на жизнь брата. Бесконечные волны синего света бегут по напряженному лицу, а через мгновенье прямо под ноги падают десятки непарных башмачков. Все тщетно.

О своем отчаянии Герда скажет Каю, держа его за руку, и в этом же сне они попрощаются навсегда. Произнести «пора возвращаться» не так уже и страшно, потому что возвращаться некуда – поиск занял целую жизнь, а у Кая потухший взгляд и седая-седая борода.

«…Кого-то спасти все-таки можно» буднично, и от этого так уверенно произносит Сказочник – доброволец поисково-спасательного отряда. Произносит и отправляется на очередной «вызов». Груз ответственности ложится теперь на взрослые плечи.

У каждого реального поиска пропавшего человека есть промежуточные и окончательные статусы – НЖ (найден жив), НП (найден погиб), НН (не найден). Именно здесь вспыхивает надежда.

Взрослый мир, в котором лишений и утрат в избытке, подчиняется в спектакле «Поход в Угри-Ла-Брек» (Красноярский ТЮЗ, режиссер Мурат Абулкатинов) безукоризненной детской логике: Пропал человек? – Нужно искать. Забыл очки? – Нужно вернуть. Ребенок имеет редкую возможность влиять на происходящее и менять окружающую реальность.

Детство Муравейки и Хорька (домашние прозвища детей) – требовательное и любопытное, готовое к путешествию за истиной. Собака с раскатистым именем Вздор становится проводником и смело шагает вслед за маленькими хозяевами. Троица спускается в пустой и гулкий зрительный зал, который в приглушенном свете ассоциируется если не с кладбищем, то с неким заброшенным местом, где были люди, а теперь их нет.

Во время краткого свидания с ушедшим дедушкой дети остаются стоять на балконе и заговаривают с ним через десятки рядов кресел, звук летит ему в макушку. Пропасть, разделяющая их, максимально наглядна. Обращенный лицом к зрителям и спиной к партнерам Дед сдержанно улыбается. И мысль о том, что у близкого человека все хорошо, перевешивает на мгновение горечь разлуки.

Сдержанный способ существования актеров на сцене, скудность выразительных средств, отсутствие обращенных диалогов сочетается с тонким, нетривиальным юмором пьесы. На протяжении всего действия старательно поддерживается иносказание, центральное событие становится «секретом Полишинеля», а дорога детей в Угри-Ла-Брек неизбежно напоминает путешествие Тильтиль и Митиль за Синей птицей.

Брат и сестры ищут ответы на вопросы, без которых невозможно дальнейшее взросление, в их системе координат способность хранить память – базовая ценность.
«Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю» (Театр юного зрителя, Саратов, режиссер Екатерина Гороховская) – реплика, обращенная к отцу главной героини. С одной стороны, готовность простить близкому любые поступки, а с другой – просьба никогда не проделывать с ним ничего подобного.

Топ-10 взаимоисключающих переживаний подростка: бравада и неуверенность в себе, потребность в любви и страх близости, поиск опоры и отрицание авторитетов. Главная героиня Света играет на ударной установке в стихийном рок-клубе под крышей, и каждый удар барабанных палочек больно отзывается в голове.

Потребность в любви преломляется о разные поверхности социума, и Света то заигрывает с физруком, то заводит дружбу с педагогом по пластике и впервые ее собственный опыт оказывается важным для старшего взрослого.

Музыка в спектакле Саратовского ТЮЗа ни разу не достигает кульминации, когда бэнд берет в руки инструменты, только кажется, что песня прозвучит целиком. Как тинейджер, растерявшийся перед аудиторией, гитара, ударные и клавиши замолкают.

Последний год в школе – рубеж, за которым взрослая жизнь, чьи законы требуют проверки на прочность. Пьеса Светланы Баженовой, а вместе с ней и спектакль, пронизана симпатией ко всем ищущим и искомым, и взрослые здесь знают о самих себе не многим больше, чем подростки.

Действие происходит под крышей кинотеатра «Юность» – на всю ширину сцены растянуты буквы узнаваемого советского шрифта. Именно здесь, на изнанке юности, в потайном месте силы, находится выход признаниям и слезам.

В спектакле «Кот и мурлик» (Театр куклы, актера, маски «Арлекин», Омск, режиссер Наталья Войдак) куклы появляются лишь единожды, как символ единения и взаимопонимания. Две долговязые фигурки девочки и кота сидят в глубине сцены, свесив ноги, и тесно прижимаются друг к другу. Но этому моменту предшествует долгое робкое знакомство и притирка героев.

Кот и мурлик Фирс точно магниты с одноименными полюсами постоянно отталкиваются. Непохожесть их очевидна. Фирс Ирины Сергеевой доверчив и раним. Актриса привстает на цыпочки, подергивает тонкими плечами и удерживает свою соломенную шляпку от несуществующего ветра. Кот (Дмитрий Войдак) осторожный, почти аутичный, весь его мир — это деревянный короб под его рост, все его привязанности – бумажные кораблики. Вода щедро капает на перепонки старого зонтика, взлетает на черном полиэтилене прямо в зрительный зал, и стихия моря, созвучная обоим героям, постоянно дает о себе знать.

Шероховатый быт замирает красивыми стоп-кадрами: Кот и мурлик смотрят на звезды, зажигают фонарь, учатся делиться сокровенным. Обыденное наполняется поэзией.

Жанр белой клоунады, выбранный режиссером Натальей Войдак для этого спектакля, хорош в первую очередь тем, что уводит историю от иллюстративности и делает ее старше. Детская история на основе детской книги подрастает, дотягивается до философских масштабов и старательно исследует тему ранящего одиночества и личных границ.

Сюрпризы, которые готовит зрителю спектакль «Клочки по закоулочкам» (Театр кукол «Теремок», Саратов, режиссер Геннадий Шугуров) невозможно угадать. За возрастной категорией 6+ прячется спектакль для семейного просмотра, а известная сказка «Заюшкина избушка», которая легла в основу пьесы Григория Остера, расходится на острые цитаты. Но самым главным впечатлением остаются, безусловно, актерские работы. Дмитрий Ковдя, Роман Сопко, Антон Черепанов работают легко, слаженно, технично.

Для каждой планшетной куклы придуман свой пластический рисунок, точные жесты и интонации. Все герои от горемычного Зайца до смелого Петуха острохарактерные и невероятно смешные.

Спектакль саратовцев становится источником радости, которой делятся со зрителем щедро, без оглядки и, возможно, именно таким способом закрывает для сегодняшнего зрителя (большого и маленького) потребность в историях со счастливым концом. А вместе с обаянием и легкостью восприятия этой сказки в ней остается и рассуждение о справедливости, и сочувствие к выселенному Зайцу. Как и должно быть.

К русскому фольклору обращается режиссер Борис Константинов («Белая уточка», Центральный театр кукол им. С.В. Образцова, Москва). Жанр спектакля определен как славянский фолк-хоррор, и сказочный быт здесь щедро миксуется с современностью в большом и малом: у Князя в волосы вплетены дреды, а глаза княжны густо подведены черным. Волшебное в спектакле строго дозировано. Княжна, превращаясь в белую уточку, только складывает ладони уголком, и вот она – утка, очень простая и от этого правдоподобная.

Екатерина Малетина играет обе роли в живом плане: княгиню и колдунью. Пластичность и легкоплавкость первого образа контрастирует со вторым. Колдунья точно вычерчена по кривым линиям, переломана собственной злобой и тяжестью колдовства. Она издает страшные горловые звуки, отдаленно напоминающие птичий клекот. Художник Виктор Антонов придумывает для театра Образцова куклу Колдуньи – птицу Гамаюн – печальную и одновременно прекрасную. Она мерно качается на краю сундука и в ритм дыханию складывает и расправляет огромные крылья. Русская сказка безжалостна, ее законы непреложны – поддавшаяся искушению молодая Княжна, лишается человеческого облика, но последнее слово остается все-таки за любовью.

В моноспектакле «Жирная Люба» (Театральный проект 27, Санкт-Петербург и Еврейский театр «Шалом», Москва) Олег Липовецкий – актер, режиссер и автор повести «Жизнь номер один», которая легла в основу постановки. Впечатление, усиленное троекратно.

«Очень странно расставаться с тем, что никогда не повторится», – произносит главный герой, вспоминая первую любовь. Множество историй, смешных и досадных, рассказываются взахлеб, захлестывают одна другую. Скромная, аскетичная сценография, черный цвет и пучки света редких ламп только дополнительно сосредотачивают внимание на актере. Сменяется темпоритм повествования, но сопереживать происходящему на сцене на протяжении всех полутора часов хочется неизменно.

Моноспектакль становится неким «побудительным предложением» для того, чтобы вспомнить детство собственное. Олег Липовецкий подмечает важнейшее свойство человеческой памяти – подсвечивать самые незначительные эпизоды прошлого деликатным светом, воскрешать драгоценные пустяки. «Жирная Люба» не только исповедь, но и горячее признание в любви своей семье, в искренности которого сложно усомниться.

«Настоящие истории фей и других волшебных существ» (Центр творческих проектов «Инклюзион» и Драматический театр им. А.С. Пушкина, г. Орск, режиссер – Полина Стружкова) завершают фестивальную программу. Спектакль стал концентрацией смыслов, которые затрагивали режиссеры-участники Детского Weekenda-2023.

Благодаря сотрудничеству Драматического театра им. А.С. Пушкина и Центра творческих проектов «Инклюзион» в крохотном Орске возникает нестандартный и визуально совершенный спектакль. Возникает и приживается.

История, придуманная Полиной Стружковой, как и во многих других ее спектаклях, не имеет драматургической основы. По сюжету, люди и фейри существуют обособлено, и только сейчас появилась возможность восстановить прежнее единство. С тех пор, как начался разлад, выросло целое поколение детей.

Зрители проходят театральными коридорами и рассаживаются на сцене со стороны задника, поворотный круг целиком закрывает мягкий ковер в узоре цветов и трав. Именно здесь и проходит граница миров.

Режиссер рифмует мир воспитанников «Инклюзиона» с миром сказочных существ, которые имеют собственный язык и живут своим диковинным укладом. С помощью танца, пантомимы и молчания герои делятся свои историями: девочка Майя учится видеть собственную красоту, а гном в красном колпаке одаривает всех лучезарной улыбкой. Каждая история сопровождается переводом или комментариями проводников. Тема проводничества отчетливо прослеживается в трех спектаклях программы.

Созданная художником Софьей Матвеевой атмосфера волшебной сказки, градус которой не снижается ни на минуту: шуршание органзы, хлопья бумажного снега, – не отвлекает, а только помогает сосредоточиться на главном смысловом высказывании этого спектакля. О непонимании, способном разрушить мир, об одиночестве, чужой инаковости, о хрупкой дружбе, которую определяют не социальные нормы, а легкий выбор человеческого сердца.

Весь спектакль Полины Стружковой устремлен к единственной цели – преодолению горькой людской разобщенности.

Герои спектаклей специальной программы Детский Weekend вместе и поодиночке отправляются в путь, и если некоторые их них в прямом смысле движутся из точки А в точку Б, то другие остаются на месте и путешествуют только в собственное прошлое или бескрайний мир фантазий. Преследуя при этом самые светлые цели: найти справедливость, прервать разлуку с близким человеком или признаться в любви. Обрести все то, чего нам так недоставало.

оригинальный адрес статьи