Театральная компания ЗМ

Кабаре Брехт

Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2016г. - «Лучшая мужская роль» (Сергей Волков)
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера»


Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2016 года

тексты Бертольта Брехта, музыка Курта Вайля



Режиссер: Юрий Бутусов

Музыкальный руководитель: Иван Благодер

Художник: Николай Слободяник

Художник по костюмам: Мария Лукка

Художник по свету: Александр Сиваев

Балетмейстер: Николай Реутов



Артисты: Сергей Волков, София Никифорова, Тоня Сонина, Никита Волков, Юстына Вонщик, Анна Жмаева, Дмитрий Караневский, Александр Крымов, Галина Кочеткова, Марк Овчинников, Римма Саркисян, Вероника Фаворская, Сергей Филатов, Кирилл Фролов, Максим Ханжов, Лидия Шевченко



Продолжительность 3 ч.


Возрастная категория 16+

Брехт многолик и гениален, и все в нем для меня чрезвычайно важно. Но в первую очередь я пытаюсь понять Брехта-человека. Для меня он прежде всего – человек Театра с необыкновенным темпераментом, реформатор, поэт, философ, мыслитель, с очень сложными яростными взаимоотношениями с действительностью. Человек большого красивого сердца. Брехт без антивоенных текстов, без определенной политической позиции просто невозможен. Это его важная и прекрасная сторона, но это были для него вопросы сердца, а не беготня вслед за конъюнктурой. Так я это чувствую. Мы постарались сплести пестрый ковер, из музыки и текстов, из фактов биографии его бурной жизни во всех ее проявлениях. Получился спектакль о мужчине, о творчестве, о художнике, о мучительности поиска истины. Слово «кабаре» в заглавии спектакля – это не просто определение жанра. В немецких кабаре начала XX века собирались поэты и композиторы, читали новые стихи, играли новую непривычную музыку. Спорили до драк. Собственно, из такого немецкого кабаре и вышли первые совместные работы Бертольта Брехта и Курта Вайля, знаменитая «Трехгрошовая опера» в частности. Нам захотелось вернуть этому слову первоначальный смысл. Но при этом, конечно же, у нас в названии спектакля это слово носит и метафорический смысл, как обозначение многообразия жизни, ее пестрой палитры, такого яростного клубка, где есть и песни, и стихи, и драма, и смерти, и любови, и политика.

Юрий Бутусов





У Бутусова в спектакле ставка сделана на молодежь с их открытой энергией, драйвом, еще неприкрытым волнением. Номерная композиция отдаленно перекликается с ассоциативно-монтажной структурой некоторых последних спектаклей Бутусова. А по природе развлекательный характер кабаре – с пристрастием режиссера к фарсовым интермедиям. Однако «Кабаре Брехт» получилось отнюдь не сатирически-едким, а неожиданно лирическим, даже элегическим. Оно посвящено творческой и личной жизни Брехта, рассказанной им и его персонажами.

газета «Новые Известия»





Самые важные в спектакле смыслы рождаются не на ниве драматизированной биографии Брехта, а в современном осмыслении даже не театрального наследия классика XX века, а его острого, болезненного и трагического чувства справедливого мира.
В новом веке опыт и нерв политического, гражданского театра Брехта, драматурга и режиссера, острее других понимавшего социальные темы, оказался вновь актуальным.


Брехта в XX веке назвали борцом за мир. Спектакль Бутусова – это тоже четкое антивоенное высказывание. C той лишь разницей, что его создатели не хотят никакой борьбы, которая приводит к войне.


Точкой откровения этого спектакля становится монолог, который играющий ББ Сергей Волков начинает с антифашистского текста Брехта о необходимом критическом отношении к разного рода благим намерениями, декларируемым лидерами наций, зовущими свой народ на борьбу. А заканчивает – выходом из роли, личным признанием, что вот он, вчерашний студент, не хочет быть мобилизован на какую-то чужую войну, а предпочтет быть беженцем. Звучит это сегодня по-настоящему трагически и как-то сходу отсылает к сюжетам новостей.

газета «Коммерсант»




Этот острый, публицистичный спектакль-концерт решительно не похож на другие, нелинейно-обморочные постановки Юрия Бутусова, даже по брехтовским пьесам. Собственно, это работа выпускников курса Бутусова в СПГАТИ, принятых в труппу в качестве отдельной Молодой студии. Но спектакль подкупает не энергией и обаянием юности, как бывает в таких случаях, а зрелым мастерством и ясностью мысли. Актеры тут не столько разыгрывают биографию Брехта (хотя в спектакле помимо главного героя в умном исполнении Сергея Волкова выведены и его жена Елена Вайгель, и любовница Маргарет Штеффин), сколько рефлексируют на брехтовские темы, и главная из них – антивоенная.

В легкомысленном, казалось бы, жанре кабаре, между зонгами Курта Вайля, звучащими на разных языках, они говорят о болевых точках современности и своей тревоге за завтрашний день, иногда – прямо от первого лица, выходя за рамки роли. И такая открытая гражданская позиция в нашем по большей части аполитичном театре не может не внушать уважения.

Марина Шимадина


Номинация на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга за лучший спектакль на большой сцене. Участник
Международного Платоновского фестиваля искусств в Воронеже. Участники спектакля награждены Премией Правительства Санкт-Петербурга 2014 г.