Театральная компания ЗМ

Гамлет

Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2017г. – «Лучшая мужская роль» (Данила Козловский) Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Ксения Раппопорт), «Лучшая мужская роль второго плана» (Сергей Курышев)
сочинение для сцены Льва Додина по Саксону Грамматику, Рафаэлю Холиншеду, Уильяму Шекспиру, Борису Пастернаку

Режиссер: Лев Додин
Художник: Александр Боровский
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Режиссер-ассистент: Валерий Галендеев
Педагоги-репетиторы: Юрий Васильков, Юрий Хамутянский
Художественный координатор: Дина Додина

Артисты: Данила Козловский, Ксения Раппопорт, Екатерина Тарасова/Елизавета Боярская, Игорь Черневич, Сергей Курышев, Игорь Иванов, Сергей Козырев, Станислав Никольский

Продолжительность 2 ч. 10 мин.
Возрастная категория 18+
Порой в отчаянии спрашиваешь себя: неужели действительно все самые великие преступления в истории совершались во имя самых великих, высоких целей добра и справедливости? И волей-неволей задаешься вопросом: знают ли творящие зло, что они творят зло? Здоровы они или безумны? Может ли безумец сознавать свое безумие? Что движет нашими поступками – желание так поступить или трагическая невозможность поступить иначе? И, может быть, каждый из нас – творя то, что мы творим, – каждый из нас по-своему Гамлет? Словом, сегодня загадка великого гуманизма великого Гамлета снова требует если не разгадки – она, по-видимому, невозможна – то хотя бы еще одной попытки осмысления. Эта история ставит перед нами все новые и новые вопросы.
Лев Додин
Режиссера интересует не столько сама пьеса «Гамлет», сколько более глобальная гуманитарная проблема – проблема Гамлета. И, расширяя круг источников, Додин словно расширяет пространство спектакля, не излагает историю, а думает об истории. Известно, что шекспировский Гамлет был убийцей – заколол Полония, отправил на верную смерть Розенкранца и Гильденстерна. Додин не боится поставить вопрос ребром: не обманываем ли мы себя, пытаясь оправдывать то, что невозможно и не нужно оправдывать. В спектакле Малого драматического совершена своего рода дегуманизация Гамлета – обращаясь к необработанным руками гения хроникам, сталкивая стихи и прозу, значительно сокращая количество действующих лиц, режиссер разворачивает тревожную мысль, стремится освободить проблему от недомолвок. В этом «Гамлете» представлена какая-то страшная программа разрушения и самоуничтожения – и мы с легкостью можем построить проекцию этой игровой модели на ту реальность, в которой нам выпало жить.
газета «Коммерсант»
В спектакле Льва Додина заключен тот взгляд на «Гамлета», честный и последовательный, без иллюзий и самообмана, который в наше время кажется не только возможным и закономерным, но, можно сказать, неизбежным. Нужно добавить – увы, неизбежным.

газета «Экран и сцена»

Вольное сочинение Льва Додина про неволю.
Перестройка. Между строительных лесов к народу выходит глава государства, мягкий человек и гуманист (Игорь Черневич). Рядом с ним первая леди, красивая и волевая (Ксения Раппопорт). Вместе они обещают бороться с вековой дикостью и изменить имидж страны на мировой арене. Но не тут-то было. К инаугурации приезжает Гамлет (Данила Козловский) и скоро напоминает окружающим своего отца, настоящего медведя. Гамлет составляет оппозицию при поддержке давней подруги детства Офелии (Елизавета Боярская). В итоге гибнут все. Кроме актеров. Корифеи МДТ Сергей Курышев, Игорь Иванов и Сергей Козырев в старинных кафтанах играют разом могильщиков, свиту и странствующих актеров, которые каждому из персонажей исполняют персональную «Мышеловку» – но уши тех закрыты к предостережениям.
Сочинение Льва Додина по мотивам пьесы Шекспира и ее первоисточников претендует на обобщения. Искусство – предсказание для способных слышать. Россия – страна победившей тирании. «Оттепели» у нас кратки и декоративны, зато уж тирания – вечна. Лев Додин сокрушительно убедителен. И мрачен. Из всех его пророчеств самое оптимистическое в «Гамлете» – то, что всему приходит конец.

Елена Ковальская

Спектакль создан при поддержке мецената Алишера Усманова и Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Благотворительного фонда «Достоинство»

На странице использованы фотографии Виктора Василеьва