Театральная компания ЗМ
Александр Островский

Гроза

Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2017г. – «Лучшая работа режиссера» Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль второго плана» (Мария Лаврова), «Лучшая мужская роль второго плана» (Анатолий Петров)
Режиссер: Андрей Могучий
Композитор: Александр Маноцков
Художник: Вера Мартынов
Художник по костюмам: Светлана Грибанова
Художник по свету: Стас Свистунович
Ассистенты режиссера: Александр Артемов, Светлана Щагина
Звукорежиссер: Алексей Титов
Музыкальный руководитель: Анна Вишнякова
Постановщики трюков: Максим Пахомов, Роман Каганович

Артисты: Дмитрий Воробьев, Сергей Лосев, Александр Кузнецов, Марина Игнатова, Алексей Винников, Виктория Артюхова, Нина Александрова, Варвара Павлова, Анатолий Петров, Василий Реутов, Виктор Княжев, Дмитрий Мурашев, Мария Лаврова, Алена Кучкова, Глафира Лаврова, Ируте Венгалите, Диана Шишляева, Егор Медведев, Евгений Славский, Ольга Ванькова

Продолжительность 2 ч. 15 мин.
Возрастная категория 16+
Мне кажется важным найти сегодня такой тип художественного высказывания, художественной выразительности в театре, который мог бы актуализировать канонический, «архаический» текст, очистить его от стереотипов прочтения. Найти способ соединить Островского с современностью не на уровне социально-бытовых ассоциаций, а вскрывая текст в его мистериальном, музыкально-поэтическом смысле. «Гроза» Островского идеальна для поставленной задачи.
Андрей Могучий
С легкостью соединяя несоединимое, Андрей Могучий, а вместе с ним Вера Мартынов и Александр Маноцков создают тот самый пресловутый русский космос, в котором перемешано все. Как есть все на одном из «палехских занавесов» спектакля: на черном шелке – кремлевская звезда, мифические звери, аэроплан, парашют и даже парочка целующихся парней – словом, это Москва, в которой, как говорила Феклуша, всех смущает нечистый.
газета «Коммерсант»
«Гроза» в БДТ – миракль-перформанс, произведение метафизическое. «Гроза» – феномен мифологии русского сознания и в религиозно-мистическом, и в комическом жанре. Ткань пьесы Островского освобождена от реалий конкретного быта и положена на авангардную музыку. Пьеса стала по звучанию, по тематике, ритмике, по образности, по визуальному воплощению звучания – музыкальной формой, ораторией. Микст Средневековья и постмодерна. Звучание, которое забыло все, что было между XVI и XXI веком.
Могучего волнует философский объем, заложенный Островским. Режиссура открывает в глубинах пьесы мифологическое представление о мире, позднее Средневековье, мир Босха, страшного лубка. То «жуткое», что потом было главным для романтизма, «тайный мистицизм», который видел в этой пьесе Аполлон Григорьев. Стиль спектакля не повторяет ничто конкретное, состоит из разнородных компонентов: миф, лубок, миракль, скомороший сказ, житие, представление восточного театра. Режиссер освобождает текст от быта и видит в нем существенные для Островского драматические мотивы: национальный миф, любовь, насилие, грех, страх, слабость, чувство воли. Все эти стадии, как в клеймах житийных икон, проходит героиня. Русская драма интерпретируется как архаический до-театр.

интернет-издание «Colta»






Мир города Калинова у Андрея Могучего похож на мрачно-потешное ярмарочное представление. В нем царит балаганная и скоморошья стихия. Персонажи появляются из темноты, словно ожившие герои с палехских шкатулок, их выкатывают на платформах, будто неподвижные лубочные фигурки. Речь их напоминает то ли сказ, то ли частушку, то ли похоронную заплачку. Этот мир монохромен, изредка освещаем грозными всполохами молний. Он зловещ в своей архаичности и притягателен изысканной экзотичностью. Могучий, разбирая на составные части русский миф, вглядывается в неизменный испокон веков уклад народной жизни: где человек вольный, незаурядный живет в среде чужой и подневольной. У Могучего Катерина объясняется в любви на языке народной песни, схожей с птичьим воркованием. Природный язык непонятен шаблонному Борису, отвечающему Катерине оперными ариями. Между двумя голосами, как между двумя людьми, лежит пропасть. В ней гибнет любовь. Могучий ставит «Грозу» как житие: о странствиях души в поисках любви. Не найдя любовь на земле, она отправляется в иной, нематериальный мир. Туда, выпорхнув со сцены, радуясь устремится Катерина.

Вера Сенькина




На странице использованы фотографии Станислава Левшина