Театральная компания ЗМ
Марюс Ивашкявичюс

Русский роман

Театр им. Вл. Маяковского, Москва
Премии «Золотая Маска» 2017г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая женская роль» (Евгения Симонова), «Лучшая работа драматурга» Номинации на Премию - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль второго плана» (Татьяна Орлова)
Постановка: Миндаугас Карбаускис
Пространство: Сергей Бархин
Костюмы: Мария Данилова
Свет: Игорь Капустин
Музыка: Гиедрюс Пускунигис

В ролях: Евгения Симонова, Татьяна Орлова, Алексей Дякин, Вера Панфилова, Сергей Удовик, Алексей Сергеев, Павел Пархоменко, Юлия Силаева, Юлия Соломатина, Мириам Сехон, Майя Полянская, Максим Глебов

Продолжительность 3 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+
«Русский роман» – это своеобразная семейная сага, вариация на тему романа «Анна Каренина», в которой Лев Николаевич Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но и как автор своей же семейной драмы. Бывают романы, построенные на жизни автора. Но бывают и такие, которые в будущем строят жизнь автора. Либо ее ломают. И тогда в этом слиянии реального и художественного автор становится самой трагичной фигурой своих творений.
Марюс Ивашкявичюс
Кажется, не только из инсценировок произведений Льва Толстого, но и из пьес о нем и о его семье можно составить солидную библиотеку. Марюс Ивашкявичюс пошел своим, оригинальным путем и определенно создал одну из лучших, если не лучшую пьесу этого воображаемого собрания. Дело даже не в том, что, занявшись историей семьи Толстого, после сомнений и колебаний Ивашкявичюс исключил из числа действующих лиц самого писателя. И не в том даже дело, что Ивашкявичюс смешал роман жизни, то есть историю драматических, страстных, иногда болезненных отношений писателя и его супруги, с романом литературным: «подселил» к отсутствующему Льву Николаевичу персонажей из его романа «Анна Каренина». Ивашкявичюс и Карбаускис пошли дальше. Довольно банальная схема описания мучений творцов, согласно которой автор должен пережить что-то трудное в жизни, а потом положить свой опыт на бумагу, не для них. В «Русском романе» вымысел обретает власть над реальностью, созданное воображением и отлитое в слова оказывается невольным пророчеством писателя о своей судьбе, почти что проклятием. Собравшиеся вокруг умирающего Толстого люди одержимы лишь азартом свидетелей исторического события, они ловят каждое его слово не от любви, а от предчувствия, что эти слова можно будет дорого продать человечеству.
газета «Коммерсант»
Судьба Льва Толстого, великого писателя, духовного наставника, страдальца и мучителя, тревожила воображение не одного поколения. Когда-то Борис Равенских поставил о Толстом спектакль «Возвращение на круги своя», где главную роль исполнил гениальный Игорь Ильинский. Это была притча о человеческой свободе, об одиночестве творца и его последнем выборе. Миндаугас Карбаускис с драматургом Марюсом Ивашкявичусом пошли по иному пути. Ивашкявичус написал пьесу о Толстом, но без Толстого. О нем говорят, его тщетно ждут. Но он как будто всегда ускользает. События личной жизни Толстого тесно переплетены с миром художественным, судьба его персонажей предопределяет его собственную судьбу. В «Русском романе» вымысел берет власть над реальностью, жизнь растворяется в литературе. На правах главного героя на сцену выходит Софья Андреевна, жена писателя, оспаривающая право стать его главной музой и со-творцом. Евгения Симонова играет свою героиню страстно, одержимо, с надрывом, – всю палитру чувств одинокой и сильной женщины, невольно оказавшейся героиней русского романа с его трагическими коллизиями и комическими положениями.

Вера Сенькина



На странице использованы фотографии Евгении Бабской