Театральная компания ЗМ
Алексей Ретинский

КАМИЛЛА

Анна Гарафеева и Ко, Москва и Дягилевский фестиваль, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в современном танце», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Анна Гарафеева)
перформанс, посвященный жизни и творчеству Камиллы Клодель и всем женщинам-художницам

Композитор: Алексей Ретинский
Идея, хореография, танец: Анна Гарафеева
Сценография: Ксения Перетрухина
Художник по свету: Иван Матис
Куратор проекта: Ника Пархомовская

Продолжительность: 1 ч.
Возрастная категория 18+
Впервые я познакомилась с работами Камиллы Клодель в одну из моих поездок в Париж, когда отправилась в музей Родена. Я до сих пор отчетливо помню момент первой встречи. На фоне белой стены, расположенной между ведущими в сад окнами, на постаменте стояла выполненная в гипсе фигура танцующей женщины. Ее тело, старое и одновременно юное, чуть прикрытое ниспадающими до пят то ли волосами, то ли тканями, танцевало тихо, смиренно, безмятежно. Я была так потрясена, что не могла ни отвести взгляд, ни сдвинуться с места. Смотря на неподвижную скульптуру, я видела, как она танцует, и передо мной, как в кинофильме, проносилась история ее жизни, полная любви и отчаяния. Когда, наконец, гипнотическое воздействие стало ослабевать, я опустила взгляд и увидела имя автора и название работы: «Камилла Клодель, Клото, 1893». Потрясенная, я начала возбужденно бегать по музею в поисках других ее работ. Так я обнаружила «Вальс», затем нашла «Болтушек», потом «Волну». Мне хотелось увидеть как можно больше ее скульптур. Покинув музей, я еще долго не могла успокоиться и, как одержимая, читала книгу об ее творчестве, которую купила на выходе из музея. Образ танцующей Клото не покидал меня, и я поняла, что непременно должна исполнить этот танец.
Анна Гарафеева
Преодолевая обособленность одного человека от другого, километры сожженных лесов, выпитых озер, немых, невысказанных стихов и давно забытых песен, вереницы трагедий общечеловеческого масштаба, где статистика – только цифры – и, наконец, нашу личную внутреннюю иммиграцию, история Камиллы Клодель и сегодня способна поставить вопрос «кто мы?». Те, кто решает все неуместные, неудобные проявления буйства поэзии, заключая ее под стражу, пусть и в условия люкс, или те, кто способен как данность принять часто ранящую и ослепляющую силу неизбежности в искусстве. Взгляд Камиллы с известной фотографии в анфас имеет, кажется, испепеляющий заряд: отдаешься ли ты потоку, сам становясь потоком, или возводишь защитные дамбы, обреченность которых лишь вопрос первых тектонических сдвигов?
Алексей Ретинский
Когда я познакомилась с высказыванием Анны Гарафеевой о Камилле Клодель, оно показалось мне исчерпывающим. Мне оставалось только создать фон, чтобы поместить историю конкретной женщины-художницы во вневременной или, вернее, всевременной контекст, показать универсальный характер этой трагедии. В этой работе для меня принципиален минимализм – чтобы сконцентрировать внимание зрителя на мельчайших деталях и нюансах движения тела исполнительницы.

Ксения Перетрухина

В перформансе «КАМИЛЛА», посвященном жизни художницы и скульптора Камиллы Клодель, Анна Гарафеева танцует в японской технике буто. Как говорит учитель Анны, знаменитый мастер Мин Танака, исполнителей буто отличает то, что у каждого из них своя техника (это у балетных танцовщиков она одинаковая). Почти все знают Камиллу Клодель как ученицу и возлюбенную великого Огюста Родена. Анну Гарафееву волнует самостоятельная, трагическая Камилла – талантливая, оставленная и непонятая Роденом, с пошатнувшейся психикой. В перформансе обнаженная по пояс Камилла тяжело бредет по пыльному полу условной мастерской. Погруженная в себя, рассеянно реагирует лишь на самые резкие звуки «свистяще-шипящего» саундтрека Алексея Ретинского. Пытается дотянуться до глыбы мрамора, немым укором свисающей с потолка. Но сил не хватает: Камилла падает в белоснежную пыль, медленно поднимается и снова пытается дойти-дотянуться до камня. Снова и снова, снова и снова. Буто Гарафеевой–Камиллы – танец обреченной, но не побежденной.

Айсылу Кадырова

Репетиции спектакля были осуществлены при поддержке «Swedish Arts Grants Committee, Evolution Dance Project» (Москва) и резиденции молодых хореографов «Меняем пространство» ИКЦ (Калуга). На странице использованы фотографии Гюнай Мусаевой и Владимира Аверина