Театральная компания ЗМ

Критика

Ежегодная лаборатория театральной критики и журналистики
23 февраля–28 апреля 2019 г.

Куратор: Юлия Бедерова

Преподаватели: Татьяна Белова, Сергей Конаев, Татьяна Круковская, Ая Макарова, Ольга Манулкина, Кристина Матвиенко, Ярослав Тимофеев

Участники: Мария Андрющенко (Санкт-Петербург), Анастасия Баркова, Анастасия Глухова, Вера Давтян, Мила Денева, Евгений Зайцев, Алина Исмаилова (Санкт-Петербург), Мария Иванова, Андрей Королев (Уфа), Никита Лебедев,Екатерина Макаркина (Новосибирск), Елизавета Марголина, Мария Муханова, Григорий Ноговицын (Пермь), Арина Овчинникова, Дмитрий Павликов (Новосибирск), Раиса Потапкина, Екатерина Романова, Анна Сокольская (Казань), Елена Филина, Олег Циплаков (Новосибирск), Ольга Шаркович, Антонина Шевченко

При поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации

В центре внимания Лаборатории театральной критики и журналистики 2019 года проблема профессионализма и то, как она связана с расширением поля возможностей, позиций, форм, жанров и площадок для деятельности критика, журналиста, эксперта в сфере театра и современной культуры. Лаборатория исследовала проблему «Профессионализм vs Дилетантизм» – их критерии, ограничения, сферы влияния и применения, работу с источниками и контекстом.

Лаборатория рассматривала критический профессионализм как поле пересечения истории и проектируемого будущего, общих знаний и персонального опыта, неокончательных ответов и поиска вопросов, анализа и отзывчивости. И предлагала вместе с преподавателями (критиками и специалистами из разных сфер от лекционно-просветительской до редакторской, экспертной, научной и кураторской) на практике проверить гипотезу о конкуренции, взаимном влиянии, переосмыслении и переопределении профессионализма и дилетантизма в сфере критики театра и культуры.

Круг вопросов Лаборатории включал: Минимальный, необходимый и достаточный уровни профессионализма в критике и связанных с ней формах деятельности, есть ли они и где их источник? В чем содержание и границы профессионализма, может ли, почему и как о театре писать музыкант, а специалист по истории костюма – о музыке? Где те точки, в которых научное знание, поиск и анализ информации могут и должны превращаться в интеллектуальное сопровождение событий, в расшифровку и популяризацию актуального процесса, а индивидуализм и субъективизм с другой стороны - потребуют точности или глубины профессионального поиска и проверки? Как сегодня критический аппарат и оптика могут оставаться универсальным механизмом для разных сфер деятельности - журналистской, аналитической, рецензионной, информационной, кураторской, культуртрегерской, включая работу внутри театра и снаружи? И остается ли жанр рецензии в этом большом процессе – центральным инструментом обнаружения, фиксации и критического анализа современности?

Лаборатория работала в формате лекционно-семинарских занятий. В рамках Лаборатории состоялся семинар-дискуссия о профессионализме в блогерской практике с участием профессиональных критиков и пишущих о театре блогеров.

Участники Лаборатории работали над критическими текстами, самостоятельно и совместно с преподавателями и куратором. Частью Лаборатории стали еженедельные аннотированные выпуски дайджестов совместных обсуждений и написанных участниками Лаборатории материалов, посвященных событиям фестиваля «Золотая Маска» и связанным с ней темам и героям.

С текстами участников Лаборатории можно ознакомиться на сайте.

Расписание:

Занятия лаборатории проходили по воскресеньям с 11.00 до 15.00, исключение – первое занятие 23 февраля в субботу.

Структура занятий:

- Обсуждение и разбор проблем, идей, тем, подходов и текстов, написанных участниками лаборатории к каждому занятию (срок сдачи – пятница, 11.00) – 2 часа

- Перерыв – 15 минут

- Обсуждение, редактура и формирование выпуска – 1 час 45 минут

- Самостоятельная редактура текстов (срок сдачи – вторник на следующей неделе, 11.00)
 

При поддержке: