Театральная компания ЗМ

Влюбленный дьявол

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

Премия «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучшая работа композитора», «Лучшая женская роль» (Дарья Терехова), «Лучшая мужская роль» (Антон Росицкий)
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»

Либретто: Владимир Хачатуров
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Владимир Юровский
Режиссер-постановщик: Александр Титель
Художник-постановщик, художник по костюмам: Владимир Арефьев
Хореограф-постановщик: Лариса Александрова
Художник по свету: Александр Сиваев
Видеохудожник: Анастасия Сэмбон
Хореограф фламенко: Рикардо Кастро
Главный хормейстер: Станислав Лыков

Артисты: Антон Росицкий, Дарья Терехова, Роман Улыбин, Феликс Кудрявцев, Максим Осокин, Дмитрий Никаноров, Александра Дурсенева, Наталья Зимина, Михаил Головушкин, Наталья Владимирская

Продолжительность 2 ч. 10 мин.
Возрастная категория 16+
Сочинение оперы было вызвано не заказом, а дружеским предложением и, если хотите, внутренним побуждением. Судьба Жака Казота, погибшего на гильотине, созвучна перипетиям ХХ века, перевернувшего прежние устои жизни. Именно такому человеку было суждено создать пророческую повесть о влюбленном дьяволе.
Александр Вустин
Мистическо-приключенческая канва этого произведения, безусловно, занимательна и интересна, и именно она многих привлечет к нашей опере. Это некая смесь «Фауста» Гете, «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого, «Уединенного домика на Васильевском» Пушкина, «Звезды Соломона» Куприна, «Мастера и Маргариты» Булгакова. Важно, что в этой версии «Влюбленного дьявола», как и в «Мастере и Маргарите», и в большей степени, чем в «Звезде Соломона» или в «Фаусте», на первый план выходят человеческие отношения. Вся мистика – лишь проекция нашего сознания; человек все равно остается человеком и на протяжении своей жизни входит в контакт с другими людьми и принимает определенные решения. В нашей истории самое главное – то, что двое пытаются стать людьми: Он, ведомый своим любопытством и желанием обладать знанием; Она – ведомая желанием обладать им, другим человеком. В итоге оба оказываются в безвыходной ситуации, когда уже не могут друг без друга, но и друг с другом они катятся по наклонной плоскости неотвратимо к катастрофе, которая вроде бы и происходит. Роман Казота не имеет ясного окончания. Вернее, существует эпилог, где автор признается, что на самом деле написал другой финал: Дон Альвар сдался искушающему его дьяволу – Бьондетте, сошелся с ней и превратился даже не в Фауста Гете, но в Фауста из «народной книги» – человека, сеющего разврат и зло. Однако Казоту посоветовали не вступать в конфликт с цензурой, католической церковью – тогда можно было угодить на костер, в XVIII веке, до Французской революции, это все еще практиковалось. Он переписал финал в духе «Дон Кихота Ламанчского»: Дон Альвар раскаивается и становится добрым христианином, а дьявол исчезает. Но Владимир Хачатуров и Александр Вустин решили иначе. Ход, избранный ими, – момент остранения. В конце, когда возникает дилемма – отдался ли Альвар Бьондетте, – нет точки. Это интересно, хотя и очень усложняет задачу постановщикам: приходится самим придумывать финал. В нашем спектакле мы занимаем определенную позицию, отнюдь не моралистскую. Кто-то с ней согласится, кто-то – нет.
Владимир Юровский
Героем оперы является некий новый Фауст, испанский дворянин Дон Альвар. Его вечный визави на этот раз является в образе очаровательной девушки. Сюжет оперы разворачивается в XVIII веке, но музыка написана нашим современником Александром Вустиным, и она современна по характеру, по манере, по оркестровому письму с совершенно необычным изобилием ударных инструментов.
Конечно, это сочинение об искушении. О разных искушениях: красотой, болью, страстью, зовом плоти. Должен ли человек в своем стремлении к познанию переступать порог дозволенного Богом, инстинктом, природой? Это вечный фаустовский вопрос.
Это очередное предположение о существовании какого-то параллельного мира или миров. Человек, оказавшийся один в пустыне или ночном лесу, чувствует себя одиноким и заброшенным. А как мы можем себя чувствовать, осознавая, что несколько миллиардов человек в окружении воды, лесов и разных очень хрупких и недолговечных творений рук человеческих заброшены в мир, о размерах которого мы даже не можем иметь представления?

Александр Титель

На странице использованы фотографии Олега Черноуса и Сергея Родионова