Театральная компания ЗМ

Иваны

Александринский театр, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2008г. - «Лучшая работа художника»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера»
по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Николая Гоголя



Переложение для театра: Денис Ширко

Постановка: Андрей Могучий

Художник, художник по костюмам: Александр Шишкин

Композитор: Александр Маноцков



Артисты: Николай Мартон, Виктор Смирнов, Светлана Смирнова, Алексей Ингелевич, Игорь Волков, Владимир Миронов, Сергей Еликов, Владислав Рындин, Виктор Семеновский, Иосиф Кошелевич, Олег Еремин, Владимир Колганов, Александр Кудренко, Кирилл Меньщиков, Дмитрий Паламарчук, Юрий Равицкий; Ирина Лепешенкова, Михаил Долгинин

Вокальный ансамбль «Элеон»: Александра Александрова, Наталия Атрощенко, Анна Вишнякова, Галина Денисова, Анна Ермолина, Юлия Зеленкова, Антон Кучин, Роман Капорин, Лаврентий Мганга, Ольга Мининцева, Светлана Рейзнек, Елена Станскова

Струнный дуэт: Игорь Заливалов, Илья Юршевич
Хор бурсаков, оркестр: Игорь Востриков, Александр Кан, Константин Колесников, Гиви Саркисян, Александр Щербаков



Продолжительность 2 ч. 5 мин.

br>

Фотографии © Олег Кутейников

Гоголем хотелось заняться давно. Я ведь начинал с Хармса, потом были спектакли по Ионеско, Сорокину… А теперь вот Гоголь. Мне кажется, что у этих авторов много общего, в этом направлении мне достаточно комфортно мыслить. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» абсолютно современная история. Все заключено в самом названии: люди не умеют друг с другом договариваться. Они к этому никогда не были способны и, наверное, никогда не будут способны. По большому счету, мир, который вокруг нас существует, – Миргород, – очень странное творение. Оно не логично и не объяснимо с точки зрения логики. И все мировые конфликты происходят из-за «гусака», из-за ерунды. Вообще ведь знаменитое «Скучно на этом свете, господа!» – это же отсюда, и не случайно разговор у Гоголя идет именно об «этом свете». Вопрос возникает: а на каком свете жить нескучно? И тут уж гоголевской инфернальности никак не избежать. Он же ведь и рассказчик анекдотов, и бытописатель Малороссийского быта, и мистик, и философ… Когда мы начали погружаться в тему, исследовать все его творчество, то возникло чувство, похожее на ужас, от того, насколько страшен мир этого человека. Гоголь, конечно, очень многоуровневый писатель. Его творчество – своеобразный слоеный пирог, в котором слой за слоем можно найти все, что хочешь: от сатиры до черного ужаса.
Андрей Могучий




Гоголевский спектакль Андрея Могучего начинается гнусавым пономарским речитативом, разворачивается в симфонию и гаснет балладой про живых мертвецов. Не более двухсот зрительских мест, но камерным этот спектакль никак не назовешь. В нем не только Гоголя узнаешь, но вспомнишь и про Гофмана. Почуешь средневековую жуть, а потом перемахнешь в век газовых плит. Есть в «Иванах» размах, сообщающий нелепо затянувшейся соседской ссоре масштаб вселенской катастрофы.
газета «Коммерсант»




Миргородская глухомань с улочками, где не могут разъехаться две телеги, буквально разверзлась вселенским хаосом многовековой разрухи, ссоры, вражды, беды и бреда в спектакле «Иваны».

Полноценные и полнокровные миргородские обыватели, уже не летающие на чертях, как их романтические предшественники из Диканьки, а лениво греющие на солнце спины, – выкинуты из своих уютных гнезд в ветреный мир грандиозной сюрреалистской круговерти времен, вещей и людей.

Андрей Могучий и Александр Шишкин создают грандиозный, полифонический спектакль. Это не мир-город, а немытый и нечесаный гротескный мир. Его можно и должно пристально и долго разглядывать.

«Петербургский театральный журнал»