Театральная компания ЗМ
Ганс Христиан Андерсен

Снежная королева

Театр юного зрителя, Красноярск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2014г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Наталья Розанова)


Режиссер: Роман Феодори

Художник: Даниил Ахмедов

Хореограф: Наталья Шурганова

Композитор: Евгения Терехина

Видеоряд: Денис Зыков

Художник-гример: Татьяна Даряла



Артисты: Александр Князь, Наташа Розанова, Елена Кайзер, Вячеслав Ферапонтов, Елена Половинкина, Лада Исмагилова, Елена Пономарева, Валентина Чурина, Светлана Кутушева, Екатерина Кузюкова, Александр Дьяконов, Ольга Буянова, Виктор Буянов, Светлана Владимирова, Надежда Вонсович, Анжелика Золотарева, Анна Зыкова, Светлана Киктева, Анна Киреева, Наталья Кузнецова, Юлия Наумцева, Наталья Новоселова, Алина Старикова, Юлия Троегубова, Светлана Шикунова, Аким Бислимов, Максим Бутивченко, Олег Гусев, Денис Зыков, Анатолий Кобельков, Анатолий Пузиков, Юрий Суслин, Сергей Тисленко



Продолжительность 2 ч. 25 мин.



Возрастная категория 6+

Я летел в самолете, почти все вещи сдал в багаж, а при себе у меня была «Снежная королева» Андерсена, которую я купил в подарок своей племяннице. И когда я начал ее читать, был потрясен – даже перечитал несколько раз. Разумеется, прежде я был знаком с сюжетом этой сказки, в том числе и в версии Шварца, видел фильмы по ней. Но я даже представить не мог, какая она на самом деле. А еще меня поразило, что на книжке был указан возраст – 4-6 лет. Не думаю, что дети в эти годы могут воспринять, например, сцену, где Герда начинает читать молитву, и из пара вырастают ангелы. Сцены с троллями, с разбойниками – они и у Андерсена-то описаны жутковато, и у нас в спектакле местами получился пугающий интерактив. Но, по-моему, все это ложится на тему, на мысль, на саму историю.

Мне кажется, я ничего не придумал – именно такой у Андерсена и написана Герда. Равно как и Кай. То, что человек может впасть в нарциссизм, погрузиться в себя, стать холодным, расчетливым, закрыться от родных и близких – это мужская черта. Стойкость и выносливость – черты женские. Вспомните, как мужчина болеет банальной простудой – он умирает, весь мир в этот момент должен крутиться вокруг него! А женщина готовит семье еду, убирает дом, успевает отвести детей в садик, при этом работает – и на ногах переносит инфаркт. Она не пойдет в больницу, пока ее туда не увезут в бессознательном состоянии. Так что мужчина и женщина в спектакле переданы как архетипы.

И еще – опять же, в соответствии с самой сказкой – на протяжении спектакля мы постарались показать взросление героев. Вначале Кай и Герда ребячатся, играют, Герда стесняется, когда принимает от Кая в подарок сапожки, – все это очень наивно и по-детски. А в финале, когда они встречаются, она уже абсолютно по-женски бьет его по груди, он по-мужски ее притягивает. Испытания, которые ей приходится преодолеть на этом пути, чтобы спасти друга, – тоже необходимый этап взросления. Только по-настоящему взрослый человек способен пожертвовать чем-то ради другого – личной выгодой, комфортом и даже, возможно, самой жизнью.

Роман Феодори, интервью газете «Третий звонок»





«Снежная королева» в Красноярском ТЮЗе – показательный пример того, как может существовать сегодня современный театр для детей. Спектакль полон иронии и современных смыслов, построен на пластике и видеоарте, на бесконечной смене эстетик – проще всего его назвать энциклопедией всевозможных театральных средств. В нем сценическая картинка меняется быстрее, чем произносятся слова, но смысл слов – простых, ясных – доходит до ребенка еще стремительнее. Средства современного театра не просто забава, они выражают суть конфликта, диалектику мира. Тут сражаются искусство и естество, чувственность и логика, хаос и гармония, душевная теплота и игры разума. Герда сперва кажется глуповатой, радужной пай-девочкой в буклях, которая, конечно же, не нужна рафинированному визионеру-романтику Каю. И только путь страдания, опыт путешествия, эмоциональный опыт «нагружают» ее чувством огромной силы, что должна растопить лед в сердце Кая.

Павел Руднев