Театральная компания ЗМ
Саша Денисова

Алиса и государство

Центр им. Вс. Мейерхольда и «Liquid Theatre», Москва
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2014г. - «Лучший спектакль-эксперимент»

скетчбук с научным комментарием



Режиссер: Алексей Жеребцов

Художник: Елизавета Дзуцева

Композитор: Дмитрий Павлюков

Видеохудожник: Алексей Береснев

Художник по свету: Алексей Смирнов



Артисты: Инна Сухорецкая, Андрей Смирнов, Александр Горелов, Алексей Жеребцов, Дарья Демидова, Анна Рудь, Олег Толкунов



Продолжительность 2 ч.



Возрастная категория 16+

В спектакле использованы материалы лекций об институциональной экономике Александра Аузана.

В этом наивном искусстве изящно зашифрован правовой и человеческий ликбез: как жить в государстве, не приспособленном для жизни, и как отыскать любовь в лишенной любви семье.

Путешествие студентки-отличницы Алисы, провалившейся на экзамене по гражданскому праву прямиком в российское Зазеркалье и пытавшейся безуспешно применить научные знания о государстве в самом государстве, рисует перед нами картину современной российской действительности во всем ее абсурде, безумии и дикости. Получился такой альтернативный учебник новейшей истории, в котором маленькому глупому гражданину живым образным языком объясняется, чем современное государство отличается от наших представлений о демократии, ветвях власти и гражданских правах.

Пресловутая вертикаль в виде наглядного пособия тоже присутствует на сцене: огромная, шатающаяся и лязгающая железная шахматная ладья, с крыши которой депутат Гусеницын из правящей партии Единорогов несет в массы свой бессвязный бред.

Обожравшиеся галлюциногенами единороги чередуются с белыми кроликами в зловещих масках и серых одинаковых костюмах, не выпускающими из лап папок с документами. Кролики заседают в судах и в жэках, плодятся, буквально как кролики, и снуют вдоль железной вертикали, как крысы – бесшумные, безмолвные, равнодушные. «Народ» в виде бабушек с клумбами на голове мечется между покорностью и отчаянием. «Несогласные» сутки напролет проводят в «Болотном чаепитии» за вертикальным столом, с которого не падают чашки.

Ну и, конечно, сама головка вертикали, в смысле ее гарант и вдохновитель – Черная Королева в костюме садомазо и вооруженная клюшкой для гольфа. Черная Королева вся сочится любовью к себе и к отечеству, к народу обращается, глядя в зачищенные от народа пространства. Черная Королева поет о Родине, о ее великом прошлом и великом настоящем, о великом народе-труженике, о независимых судах и прозрачной власти, о лучшей в мире медицине и лучшем в мире образовании, о дружбе народов и честных выборах, о свободе и демократии.

«Государство, – повторяет Алиса, – должно быть, как Луна: появляться и исчезать, когда ему положено!» Государство в Алисином сне вползает в каждого человека, как червь, прорастает в нем, пожирает его внутренности и мозг, оставляет лишь оболочку, не способную ни мыслить, ни принимать решения, ни противостоять, а лишь подчиняться, подчиняться, подчиняться. Подчиняться не из-за страха лишиться головы, а из-за рабской привычки не знать, не видеть, не слышать, прикинуться шлангом или чайником.

К этим чайникам и обращен сам спектакль, большая часть которого напоминает публичную лекцию с живыми иллюстрациями: из нее чайники узнают, как себя вести при встрече с полицией, зачем нужны конституция и оппозиция, чем думают депутаты, что такое ЖКХ и УК, чем басманный суд отличается от настоящего, кому мешают волонтеры и чем отличается государство от отечества.

журнал «New Times»