Театральная компания ЗМ
Оскар Уайльд

Как важно быть серьезным

Театр «Школа драматического искусства», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2014г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по костюмам»


Режиссер-постановщик: Игорь Яцко

Художник-постановщик: Игорь Попов

Художник по костюмам: Вадим Андреев

Хореограф: Олег Глушков

Художник: Ольга Левенок

Художник по свету: Иван Даничев



Артисты: Владимир Петров, Александр Лаптий, Роман Долгушин, Андрей Емельянов, Сергей Ганин, Вадим Андреев, Иван Товмасян, Людмила Дребнева, Ольга Баландина, Ольга Бондарева, Мария Зайкова, Федор Амиров



Продолжительность 3 ч. 40 мин.



Возрастная категория 12+

Играть трагедию – это можно сравнить с тем, как альпинисты штурмуют высокую вершину. Опасность повышается постепенно, по мере восхождения. А играть комедию — это прыгнуть с парашютом вниз. И здесь максимальная опасность сразу — ты выпрыгнул и полетел, парашют раскрылся. Или не раскрылся и уже никуда не планируешь.

Одно из самых главных открытий для меня в этой работе связано с тем, что невозможно с режиссерской стороны помочь актеру ничего сделать, если он сам не порождает некоего импульса, некого предложения. И я никогда не чувствовал такой зависимости от актера, делая другие спектакли. Это связано с комедией, с компанией единомышленников, с философией насмешливости, с игрой в стиль, с игрой в джентльменов – потому что мы не джентльмены, мы можем только играть в это. Все это включается в актерские задачи и представляется мне самым увлекательным в этой работе, самым рискованным.

Игорь Яцко




В «Как важно быть серьезным» комедийное неправдоподобие образов элегантно сочетается с элементами эксцентрического капустника и отточенностью эстрадного шоу. Игорь Яцко последовательно и несколько вызывающе демонстрирует нежелание соответствовать злобе дня и служить целям утилитарным.

В отличие от слуг с их неизменной серьезностью в любых ситуациях, высокопоставленные персонажи Уайльда то и дело выкидывают разнообразные цирковые кульбиты (от падения лицом в тарелку за обеденным столом до выкручивания рук сопернице и нападения на нее с садовой лопатой). Игорь Яцко придумывает целую россыпь трюков, штучек, сценических шуток и музыкальных вставок. Персонажи легко и естественно переходят к пению. Их позы и манеры не менее вычурны и остроумны, чем их реплики. А рисунок ролей не менее прихотлив, чем логика рассуждений.

Слово Уайльда звучит со всеми оттенками, не пропадает ни один эпитет. Каждый парадокс подают точно на блюдечке.

Увы, речь героев пока страдает явной затянутостью темпа. Обмены репликами звучат не столько сталью бьющихся клинков (персонажи Оскара Уайльда репликами именно фехтуют), сколько выпеванием каждого слога, как на уроке иностранного языка. Сумасшедший день, где три влюбленные парочки успели объясниться, поругаться, снова найти друг друга, не может ползти улиткой – он должен лететь галопом.

Оскар Уайльд требовательный автор, но и автор благодарный. Даже в самой далекой от будней комедии из жизни английских аристократов он непременно даст какой-нибудь более чем практический совет. А постановка «Школы драматического искусства» к совету Уайльда «быть серьезным» делает маленькую добавку: «Но не принимать себя всерьез».

газета «Новые Известия»





Пьеса Уайльда с остроумной интригой в основе сюжета, с тонкой вязью иронии, с россыпью афоризмов – отличный повод к театральной игре, большие возможности и, одновременно, высокие требования к актерам. В спектакле Яцко каждый существует в определенном пластическом рисунке и в тесной связи с музыкой, которая здесь не просто фон, а важный структурный элемент, часть драматургии.

«РИА Новости»