Театральная компания ЗМ

Гоголь. Чичиков. Души

Музыкальный театр, Краснодар
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2015г. - «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле», «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль» (Владислав Емелин)

лайт-опера в 2-х действиях



Композитор: Александр Пантыкин

Пьеса и стихи: Константин Рубинский

Дирижер-постановщик: Андрей Лебедев

Режиссер и хореограф: Александр Мацко

Художник: Максим Обрезков

Художник по свету: Сергей Скорнецкий

Хормейстер: Игорь Шведов

Дирижер: Виктор Олин



Артисты: Владислав Емелин, Алексей Алексеев, Алексей Григорьев, Андрей Косицкий, Вячеслав Егоров, Наталья Кременская, Наталья Арзяева, Оксана Авакян, Марина Шульга, Карина Петровская, Владимир Булатов, Михаил Родионов, Сергей Тесля, Анатолий Панара, Владимир Гадалин, Владимир Кузнецов, Виктория Лапшина, Инна Разумовская, Алексей Бабешков, Наталья Абаимова, Степан Яковлев, Анастасия Подкопаева, Марина Семенцова, Стас Коновалов



Продолжительность 2 ч. 30 мин.



Возрастная категория 12+

К этой работе мы шли долго, почти 10 лет, и готовились очень серьезно. Гоголь относится к тем загадкам мировой литературы, которые очень хочется и никак не получается разгадать. Для меня было важно расширить рамки одного произведения и показать в нашем спектакле весь мистицизм Гоголя. В этом смысле жанр, придуманный Александром Пантыкиным и названный «лайт-опера», как нельзя лучше дает возможность реализовать уникальное качество гоголевских произведений, именуемое фантасмагорией. Он априори закладывает возможность использования сразу нескольких жанров и даже их смешение. Не меньший интерес в этом спектакле представляет и само либретто авторства Пантыкина и Рубинского. В нем сконцентрированы знаковые произведения Гоголя и их преемственность. Авторам очень важно было показать непреодолимую связь Гоголя с его персонажами. Темы произведений главного мистика русской литературы современны и сегодня. А губернский город N, созданный в нашем спектакле замечательным художником Максимом Обрезковым, предстает перед зрителем во всем великолепии эстетики XIX века, парадоксальным образом диссонируя и прекрасно уживаясь с манящим миром Гоголя.

Александр Мацко




В мировой практике было множество попыток сделать на основе «Мертвых душ» драматургическое произведение, и все они, как правило, заканчивались не очень удачно. Несмотря на то, что за инсценировку брались такие люди, как Булгаков, успешные сценическиеверсии этой книги можно пересчитать по пальцам. В наши дни интерес к этой теме понятен – за прошедшие 200 лет в России ничего не изменилось. Как гуляли по стране Чичиковы, так и гуляют, как процветало мошенничество повсеместно, так и продолжает – картина, которую описывал Гоголь, остается почти без изменений. Значит, причины лежат где-то в недрах русского сознания. Разрабатывая план, я погрузился в размышления о том, что такое русский человек, что в его ментальности дает такие непонятные всходы, когда рядом с гениальностью соседствует крупное и мелкое злодейство, с духовностью – страсть к мошенничеству. Под этим углом зрения я перечитал Гоголя. И вдруг у меня возникло абсолютно новое видение этой гениальной поэмы, которое в результате и вылилось в сочинение лайт-оперы «Мертвые души».

Александр Пантыкин





Мы постарались сделать из поэмы Гоголя авантюрную музыкальную комедию с головокружительными поворотами и почти детективной интригой, сохранив дух оригинала, неповторимый аромат гоголевского стиля и проглядывающую сквозь кажущуюся иронию и буффонаду серьезность и даже печаль. Для меня эта работа была на грани серьезности и фола, классики и постмодерна. Она вся проникнута отсылками к другим произведениям Гоголя и вообще русской литературы, они из нее хитро выглядывают и подмигивают.

Мне думается, «Мертвые души» обладают опеределенной универсальностью для восприятия разными зрителями. Каждый может считывать разные смыслы на своем уровне. Скажем, девятиклассник познакомится, пусть вкратце, с классическим гоголевским сюжетом и, возможно, захочет взять в руки первоисточник. Любитель лихих авантюрных историй будет напряженно следить за закрученной интригой и наверняка удивится тому, что американцы называют «twist-in-the-end» – неожиданный поворот сюжета в финале, которого, естественно, у Гоголя не было. Ну, а эстет-интеллектуал, искушенный в литературе и искусстве, насладится ловлей цитат, аллюзий, намеков на самые разные сюжеты – от современных политических до древних библейских.

Константин Рубинский




В конкурсной программе «Золотой Маски»–2011 триумфальную победу одержал спектакль Екатеринбургского театра музыкальной комедии «Мертвые души», постановка мюзикла Александра Пантыкина стала четырежды лауреатом фестиваля. В афише 2015 года – новая постановка этого сочинения: за пять лет Краснодарский театр уже третий, обративший внимание на партитуру Пантыкина (мюзикл идет также в Сыктывкаре). Сам композитор назвал свое сочинение лайт-оперой, объединяющей черты оперы, оперетты, мюзикла, балета, рок- и поп-музыки. В спектакле, пронизанном цитатами из разных сочинений Гоголя, присутствует и сам писатель. По сути, авторы этого насыщенного красками, фантазийного, фантасмагорического спектакля исследуют не столько феномен мертвых душ или Чичикова, сколько феномен автора бессмертного романа, главного мистика русской литературы.

Марина Гайкович




Участник Фестиваля «Кубань театральная – 2014». Премии в номинациях «Лучшая сценография и костюмы», «Лучшее световое оформление спектакля», «Лучшая женская роль второго плана» (Наталья Арзяева)