Театральная компания ЗМ

Человек

Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам»

по мотивам книги Виктора Франкла «Скажи жизни «Да»: записки психолога, пережившего концлагерь»



Режиссер: Томи Янежич

Художник: Бранко Хойник

Художник по костюмам: Марина Сремац

Композитор: Жарко Принчич

Автор инсценировки: Катя Легин

Переводчик: Даниэла Стоянович

Куратор и литературный редактор: Алексей Платунов



Артисты: Нина Александрова, Татьяна Бедова, Ольга Ванькова, Юлия Гришаева, Валерий Дегтярь, Иван Кандинов, Глафира Лаврова, Егор Медведев, Варвара Павлова, Борис Павлович, Екатерина Старателева, Евгений Чудаков, Елена Шварева, Антон Шварц, Диана Шишляева, Елена Ярема



Продолжительность 2 ч. 50 мин.


Возрастная категория 16+

«Свобода», – повторяли мы про себя, и все еще не могли ее постичь». Эта цитата из книги Франкла спровоцировала нас на рассуждение о понятии «свободы», свободы личной и общественной. До какой степени мы осознаем ее значение и границы? Живем ли мы лишь в иллюзии свободы? Что такое «свобода актера», «свобода творчества», что такое «внутренняя свобода»? В конце концов, что мы думаем о свободе нашего общества? Основная задача спектакля – создать пространство, в котором эти вопросы могли бы осмыслить и зрители, и артисты.

Томи Янежич





Спектакль «Человек» диалогичен по своей сути. Причем это понятие множится и расширяет смыслы. «Человек» – спектакль-дискуссия с широкой амплитудой тем и проблем, затрагивающей как мир-театр, так и личное пространство каждого, будь он актер или зритель.

Спектакль Томи Янежича – коллективный психотерапевтический сеанс, синтезирующий в себе жанры и приемы, казалось бы, несоединимые: документальный театр, психологический тренинг с элементами ролевых игр, кабаре, пластические импровизации, коммуникативные моменты, сюрреалистические видения и почти бытовые зарисовки. Вроде бы строящийся по хронологическому принципу, он то и дело его нарушает, работая с человеческой памятью, у которой свои законы. Лагерный номер 119 104 здесь не персонифицирован, не зафиксирован ни гендерно, ни возрастно. Он постоянно переходит от мужчины к женщине, от девушки к старику и обратно. Здесь нет так называемого «главного героя» и аккомпанирующего ему «хора»: все меняются местами, ролями и статусами, включая «палача» и «жертву». Франкл, а вслед за ним и Янежич каждому дают возможность понять, что человек может оказаться в любой ситуации, как может и выйти из нее. Это спектакль-исследование, возможно, несовершенное и незавершенное, как любой эксперимент, меняющее интонации и настроения, забирающее зрителей «внутрь», провоцирующее к диалогу с самим собой.

журнал «Театр», блог




Спектакль «Человек» – сдержанное, кропотливое исследование феномена несвободы, объект его наблюдения – человек и его реакции в условиях тотального лагеря.

«Лучшие не вернулись» – один из первых титров спектакля, высвеченный большими буквами на экране, становится, по сути, эпиграфом, некоей точкой отсчета, зарубкой на память перед тем, как погрузиться в исследование, рассказать о тех, кто смог пройти все круги лагерного ада. Рассказывая о механизмах выживания, спектакль не затушевывает и тему деформации психики, заточенной только на самосохранение. Ставя погибших на высшую ступень пьедестала, режиссер задает особенную, беспощадную систему нравственных координат. Впрочем, спектакль не делит пространство на живую и мертвую зону – в одном из финальных пластических этюдов актеры кружат по сцене: собравшись в тесную кучу, стиснутую в ловушке импровизированного забора из стульев, они оглядываются по сторонам. Кто-то выходит наружу, нарушая границы, несколько человек застывают на месте. Выжившие и погибшие смотрят друг на друга, выжившие молча машут руками.

Апатия, равнодушие, отсутствие желаний, выхолащивание чувств – спектакль рассказывает о том, как человек умирает еще до своей физической кончины. О том, как бешено работает воображение, фактически оживляя образ любимого, близкого человека. О том, в конечном счете, как расчеловечивает несвобода.

интернет-издание «Театрал-online»





«Человек» Томи Янежича – спектакль-дискуссия с широкой амплитудой тем и проблем, затрагивающая как мир-театр, так и личное пространство каждого, будь то актер или зритель. В основу постановки легла знаменитая книга австрийского психолога Виктора Франкла «Скажи жизни «Да»: записки психолога, пережившего концлагерь», вышедшая в середине минувшего столетия. Премьера фактически совпала с несколькими датами: 70-летием Победы и 110-летием со дня рождения самого Франкла. Но «датские» мотивы здесь остаются в стороне. Режиссер работает на вполне современной территории, начиная историю вопроса с Освенцима, но развивая здесь и сейчас. А потому главными становятся не столько ужасы лагерной жизни, но понятие свободы как таковой, ее границ или, наоборот, безграничности, выбор линии поведения и наличие самой способности выбирать. Страшная в своих документальных подробностях история одновременно оказывается вызывающе гуманистичной. Спектакль Янежича – коллективный психотерапевтический сеанс, синтезирующий в себе документальный театр, психологический тренинг с элементами ролевых игр, кабаре, пластические импровизации, коммуникативные моменты, сюрреалистические видения и почти бытовые зарисовки.

Ирина Алпатова