

Занавес
Театр оперы и балета, Екатеринбургодноактный балет
Музыка: Отторино Респиги
Хореограф: Вячеслав Самодуров
Ассистент хореографа: Татьяна Луань-Бинь
Идея сценографии: Вячеслав Самодуров, Энтони Макилуэйн
Художник по костюмам: Елена Зайцева
Художник по свету: Нина Индриксон
Артисты: Мария Александрова, Андрей Вешкурцев, Фидан Даминев, Глеб Сагеев
Продолжительность 20 мин.
Возрастная категория 12+
Можно говорить людям: давайте танцевать лучше, техничнее, эмоциональнее, но если они не понимают, зачем они это делают, ничего не будет меняться. Поэтому главным вопросом для меня был: как объединить труппу, каким облаком идей? А идея для всех провинциальных театров одна – самоидентификация. Понять, что мы такое есть. Если мы одна из трупп, которые всего лишь перетанцовывают классический репертуар, – успеха не будет. Есть Мариинский и Большой театры, где всегда будут танцевать лучше, и конкурировать с ними на территории «Спящей красавицы» бессмысленно. Нам остается, наращивая качество, делать принципиально другое.
Вячеслав Самодуров
«Занавес» – 20-минутный балет на музыку Респиги, внутренний сюжет которого – жизнь балетного артиста. Постановка, несмотря на кордебалетную восьмерку и три пары корифеев, выглядит моноспектаклем, настойчиво соединяет исполнительницу и героиню. Сцена реальная воспроизводит сцену в спектакле, только зритель оказывается внутри волшебной театральной коробки – с противоположной стороны от занавеса. Ему открывается тот свет рампы, что превращает старые лохмотья в роскошь бархата и садистски слепит измученную приму. В этом мире все разделено одним взмахом ресниц – волнующая красота артисток и их соперничество, поддержка партнера и его глухота к партнерше, полет души и свинцовые мышцы.
газета «Ведомости»
Балет «Занавес» – на первый взгляд история балерины, под занавес карьеры теряющей и мучительно ищущей себя. Но в то же время он читается как метафора поиска классикой новой идентичности. В динамичных диагоналях групповых построений. В переосмысленном и в конце концов выходящем к новым формам выразительности «лебедином» мотиве. В предельно заостренном, но начисто лишенном патетики и театральщины драматизме. Даже в балетных пачках, словно бы смятых в нервическом порыве.
Единственная сольная партия создана хореографом для и вместе с солисткой Большого театра Марией Александровой. Переплетение трагического и ироничного, способность в нестандартном пластическом решении одновременно воплощать конкретный характер и обобщенную идею открыли в московской приме не востребованный пока столицей потенциал.
«Независимая газета»
В двадцатиминутном «Занавесе» на музыку Респиги Вячеслав Самодуров изучает пребывание балерины на сцене. Как со стороны внешнего наблюдателя выглядит творчество танцовщицы? Что может чувствовать балерина, когда она встает на пуанты и отдает тело во власть музыки? В какие тайники души артисты балета прячут усталость и тревогу, волнение и надежду – и как превращают «бездушную» балетную технику в одушевленный художественный восторг? Самодуров меняет местами задник и рампу, отчего публика как бы присутствует при рождении художественного таинства. Его суть – пребывая на острие изменчивых световых потоков и на стыке соединения струнных с органом – демонстрирует прима Большого театра Мария Александрова.
Майя Крылова