Театральная компания ЗМ

ПроЖить

Театр кукол Удмуртской Республики, Ижевск
Участник программы «Детский Weekend» Фестиваля 2016 года

по мотивам рассказов Андрея Платонова «Корова», «Неизвестный цветок», «Пустодушие»



Автор инсценировки и режиссер-постановщик: Наталья Молоканова

Художник-постановщик: Мария Кузнецова

Композитор: Сергей Четвертных



Артисты: Алевтина Кравченко, Владимир Степанов, Константин Мехряков, Антонина Пушина, Тамара Скобелева, Александра Рычкова, Антон Кузнецов, Татьяна Щапова



Продолжительность 50 мин.


Возрастная категория 6+

Спектакль создан в рамках Лаборатории молодых режиссеров и художников театра кукол и приурочен к 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне.



Проза Андрея Платонова очень атмосферная, тактильная, сильная, ты ее читаешь – и волосы дыбом встают, чувствуешь все запахи, холод, жар, слышишь шорохи, чувствуешь предметы... Вместе с художником Машей Кузнецовой мы создали мир, в котором все построено на подсознательных ощущениях и звуках. Придумали «оркестр»: посадили его на сцену, перед зрителями. Под каждый ключевой звук смастерили инструменты. Хотели рассказать историю не словами. Вот – шаги мальчика по разрушенному дому, а значит – хруст золы. Вот – рассыпанные в небе звезды, тут вступает шуршание крупы, металлофон. Все звуки находили на интуитивном уровне… Как может звучать война? Смерть? Тревога? А с какими звуками ассоциируется мама? И вот тонкий, прозрачный, журчащий голос мирной жизни грубо разрушает, металлический скрежет войны.

К сожалению, сегодня считается, что ребенка можно увлечь, только если сделать очень ярко, громко и с кучей сказочных или мультяшных героев. Но почему-то забывается, что ребенок может сопереживать, чувствовать, а в театре это самое важное! Для многих взрослых этот факт стал открытием на нашем спектакле. И мы вместе заново учимся слушать, видеть, дышать, сострадать и делать маленькие открытия в большом мире.

Наталья Молоканова





Военную прозу Андрея Платонова часто ставят для детей. Наверное, потому, что в ней, несмотря на жесткий исторический контекст, заложена любовь и страстное желание жить. Вот и в название спектакля вынесен не глагол, а существительное с предлогом. Все звуковые эффекты создаются прямо на сцене с помощью обычных предметов и простейших музыкальных инструментов. А на экране оживают наивные, словно детские рисунки, теневые куклы, да и сам экран может по ходу действия превратиться в огромную корову. Даже строки рассказа «Пустодушие» при подобном детском взгляде на мир прозвучат сказкой, в которой есть возможность найти живую и мертвую воду.

Алексей Гончаренко